Для составления «Европротокола» автоинспектор водителям не понадобится

После ДТП...

Комментарии:
В конце минувшего года в Моторном (транспортном) страховом бюро Украины (МТСБУ) подвели итоги пяти лет страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Причем  юбилей совпал с еще одним событием: с начала данного вида страхования компании выплатили потерпевшим в общей сложности два миллиарда гривен.
Правда, несмотря на столь значительные достижения, не все в страховании «автогражданки» так гладко, как кажется на первый взгляд. Выплатив два миллиарда гривен за последние пять лет, страховые компании собрали пять миллиардов: миллиард они «законно» взяли себе на расходы, еще 400 миллионов заплатили в виде налогов, а оставшаяся сумма «сидит» в неурегулированных делах по дорожно-транспортным происшествиям и в свежих полисах, которых за последний год продали на 1,3 миллиарда.
Главная проблема «автогражданки» на сегодняшний день заключается в том, что несмотря на существенный лимит ответственности по жизни и здоровью в 100 тысяч гривен, в реальности эта величина достижима исключительно теоретически. Дело в том, что законодательство фактически не защищает потерпевшего, которому необходимо подтвердить причиненный ущерб многочисленными чеками и квитанциями, без предъявления которых он не получит ни копейки. Причем особо это усугубляется нашей медициной, которая деньги берет всегда, но только «без протокола». Но даже предъявив чек о приобретении бинта и зеленки, пострадавший в ДТП должен предъявить справку, подтверждающую, что эти медикаменты были ему необходимы. А в цивилизованных странах ничего подобного нет. Там четко установлено, сколько положено заплатить за ту или иную травму, а поэтому потерпевшие могут спокойно лечиться, а не бегать в поисках оправдательных документов.
Но и по «железу» получить страховое возмещение не так-то просто. Здесь тоже все упирается в различные документы, которые должен предоставить потерпевший в страховую компанию. А поэтому, несмотря на то, что страховик обязан выплатить возмещение на протяжении месяца со дня получения последнего документа, на самом деле этот срок растягивается.
Нельзя не отметить и то, что полисами «автогражданки» в настоящее время покрыто лишь около 80% транспортных средств. Поэтому около 5% выплат, или 103 млн. грн., было произведено за счет средств фонда защиты потерпевших, созданного при МТСБУ. В эту сумму вошло погашение ущерба, причиненного по вине водителей льготных категорий, которые страховать свою гражданскую ответственность не обязаны, а также водителей незастрахованных транспортных средств.
Вот чтобы исправить недочеты, имеющиеся в Законе «Об обязательном страховании…», в него в настоящее время готовится целый ряд изменений.
Прежде всего, должен быть узаконен «Европротокол», позволяющий застрахованным водителям, ставшим участниками ДТП без потерпевших, решать все свои проблемы в страховых компаниях, не привлекая к этому госавтоинспекцию. Соответственно, не теряя времени, не платя штрафы и не подвергаясь риску лишиться «прав». Правда, предельно возможную выплату в данном случае планируется установить на уровне 10 тысяч гривен, что на сегодняшний день соответствует размеру среднего ущерба при ДТП.
Планируется ввести и так называемое прямое урегулирование, когда потерпевшему нужно будет обращаться непосредственно в свою страховую компанию, а не в компанию виновника. И именно своя страховая компания будет выплачивать ему полагающееся возмещение, самостоятельно потом решая вопросы со страховой компанией виновника. Естественно, и прямое урегулирование, и «Европротокол» будут действовать только в том случае, если участники ДТП имеют действующий полис «автогражданки». Как ожидается, прямое урегулирование позволит автовладельцам на собственном опыте убедиться в качестве услуг, предоставляемых страховыми компаниями, что уже в ближайшем будущем позволит перейти к свободному ценообразованию в данном виде страхования.
При этом готовящимися нововведениями предусмотрено, что страховик обязан выплачивать возмещение не на протяжении одного месяца со дня получения последнего документа, а в течение трех месяцев с момента сообщения о ДТП. И заниматься сбором и оформлением всех необходимых документов в этом случае придется уже страховой компании.
Планируется также решить проблему оценки вреда, причиненного жизни и здоровью, установив определенные правила автоматического начисления сумм возмещения при получении тех или иных травм, независимо от наличия документов, подтверждающих расходы потерпевшего.
И, наконец, с 1 января 2011 года будут выдаваться страховые полисы только нового типа, которые отличаются бирюзовым цветом (вместо желтого), а также наличием двух голограмм, подделать которые достаточно сложно. Одновременно изменятся и «стикеры». При этом полисы, выданные ранее, продолжат свое действие.
Свои «пять копеек» в нововведения хочет внести и ГАИ. Так, на сегодняшний день водитель обязан предъявить полис «автогражданки» инспектору ГАИ только во время составления протокола о нарушении правил, при причастности к ДТП, при прохождении техосмотра и при регистрации/перерегистрации транспортного средства. Однако поговаривают, что в ДГАИ хотят «подправить» данную ситуацию и ввести в число причин остановки и необходимость проверки наличия у водителя данного полиса.
И хотя важно страхование гражданской ответственности автовладельца в принципе, а не наличие соответствующего полиса у водителя, в ГАИ и МТСБУ считают по-иному. А поэтому за 11 месяцев 2010 года по данному нарушению, за которое предусмотрен штраф 425-850 грн., было составлено около 62 тысяч протоколов.







Владимир Шляховой, журналист