Бензин ответил на низкий спрос подорожанием

Комментарии:
Кабмин и Антимонопольный комитет начали кампанию по сдерживанию роста цен на нефтепродукты. В итоге горючее на этой неделе прибавит на заправках еще на 10-15 копеек

Начало нового года «порадовало» украинских автомобилистов традициями года старого. Это когда под прогнозы чиновников о стабильности цен цифры на АЗС меняются каждый день. И не в сторону уменьшения. В этом году рост цен на бензин и дизтопливо продолжался и в праздничные дни, когда даже не осуществлялись банковские операции.
Так, по данным министерства экономического развития и торговли, за первую неделю января топливо на украинских заправках подорожало на 0,9-1,2 процента. Так, цена бензина марки А-95 с начала года выросла на 6 копеек до 8,17 гривен за литр. Чуть значительнее подорожало дизтопливо -  с 7,52 до 7,60 гривен за литр.
В то же время, следует признать, что такой статистике минэкономразвития способствует удержание заправками группы «Приват» «ценовой дистанции» от конкурентов. Как и осенью, ныне цены на АЗС группы (контролирует около трети розничного рынка моторного топлива) ниже среднерыночных на
40-50 копеек. Ведь на сегодняшний день, например, на заправках сетей «Лукойл», ТНК, ОККО, WOG, «КЛО» цена на бензин А-95 уже достигает 8,35-8,50 грн./литр. Таким образом, только с середины ноября цены на горючее в Украине в рознице выросли на 50-60 копеек.
Такую ситуацию в Антимонопольном комитете расценили как «антиконкурентные согласованные действия». Поэтому начато расследование деятельности основных операторов. Свою полную солидарность с действиями комитету уже высказали  в министерстве энергетики и угольной промышленности. По словам директора департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности министерства Константина Бородина, на начало года были сформированы запасы топлива по старым налогам. И их должно хватить на месяц стабильных цен.
«Минтопэнерго призывает участников рынка нефтепродуктов к неукоснительному соблюдению ценового коридора (который предполагает, что цена А-95 не должна превышать 8,51 гривны за литр – Ред.), установленного осенью 2006 года и подтвержденного всеми участниками рынка 23 ноября прошлого года», – заявил  агентству «Интерфакс-Украина» Бородин. И тут же добавил, что министерство неоднократно обращалось с просьбой к Антимонопольному комитету дать оценку тем компаниям, которые считают возможным нарушать соглашение, «под которым еще не высохли чернила».
Правда, сами нефтетрейдеры с удивлением узнали от чиновника минтопэнерго о существовании какого-то соглашения. «На заседании ЭАГ 23 ноября никакая формула не утверждалась. Да, она была анонсирована, но не более. И никакого соглашения никто не подписывал. Думаю, такими заявлениями министерство просто хочет показать, что оно контролирует ситуацию. На самом деле, диалог с рынком ими потерян уже давно», - рассказал «Комментариям» представитель крупного нефтетрейдера. 
«Мы вошли в этот год с рекордно низкими запасами топлива - минимальными с 2007 года. Сформировать их помешала низкая экономика оборотных средств нефтетрейдеров, которая вызвана многими факторами. Но пока АЗС придерживаются цены, которую «рекомендует» минтопэнерго. К тому же мы видим, что рост цен происходит и в опте. Растут отпускные цены украинских нефтеперерабатывающих заводов. Но этот факт пока не интересует АМКУ. К тому же, импортеры уже начали ввозить топливо по новым акцизам. А значит (если говорить, что импорт составляет 50% рынка), нефтетрейдеры вынуждены будут в ближайшие дней десять повысить цены еще на 25 копеек. Но думаю, что рост этот будет плавным», - рассказал президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук.
Следует отметить, что новые акцизы, которые повышены со вступлением Налогового кодекса, нефтетрейдеры начали закладывать в цену еще в декабре. По их словам, таким образом компании пытались компенсировать недополученную прибыль присутствия на рынке безналогового импорта, который осуществляла компания «Ливела». Способствует изменению цифр на стелах АЗС, по признаниям участников рынка, и усиление фискального давления, и неопределенность государственной политики с импортными пошлинами и стандартами качества. Эти риски уже заложены в цену. И украинские водители их уже покрывают.
Правда, эксперты уверены, что расследование Антимонопольного комитета не только не выявит виновных в подорожании бензина, но и не остановит рост цен. Уже на этой неделе стоимость А-95 на заправках вырастет на 10 копеек, а дизель прибавит в цене копеек 15. Прогнозируется, что в дальнейшем рост цен будет менее значительным – трейдерам придется «распылять» незаметно новый акциз до самого февраля. Способствовать  этому будет и традиционный для зимы низкий спрос покупателей.
 Юрий Школяренко, журналист