Прогулки по грузинскому Лас-Вегасу

Комментарии:
Корреспондент «Николаевских новостей» отправился в Батуми узнать, как живется нынче на земле Колхиды
Тают в ноябрьских сумерках огни ильичевского порта. Паром «Грейфсвальд» взял курс на Батуми. На верхней палубе украинские журналисты с легкой грустью провожают родные берега, впереди - двое суток хода по Черному морю и встреча с Грузией. Путешествие, организованное судоходной компанией «Укрферри» и правительством Аджарии, началось!
Паром из книги рекордов Гиннесса
Паромы из Ильичевска ходят уже лет тридцать. Сначала только в Варну. В советские времена каждые четыре часа из порта отходило судно. В паромных чревах покоился, в основном, стратегический груз для друзей советской державы - танки и прочие достижения отечественной военной промышленности. Но распался Союз, и болгарский «танковый путь» канул в Лету. Пришлось искать другие маршруты. Сейчас украинское паромное сообщение - вотчина компании «Укрферри». По Черному морю курсируют три парома, три осколка некогда могучего Черноморского морского пароходства - «Герои Шипки», «Герои Плевны» и «Грейфсвальд».  
Последний, кстати, попал в книгу рекордов Гиннесса как самый большой в своем классе. Он может взять на борт двести пассажиров и членов экипажа, около сотни фур и железнодорожных вагонов.
Что такое Грейфсвальд, спросите вы? Это городок на севере Германии. В ГДР на верфи Ростока была построена в 1988 году эта стальная громадина высотой с шестиэтажный дом. До 2003 года паром ходил по Балтике в литовскую Клайпеду, потом был куплен «Укрферри» и обосновался в Ильичевске, чтобы проложить оттуда морскую тропу по великому шелковому пути в Грузию - сначала в Поти, а затем и в Батуми.
...С нами на борту большой отряд грузинских дальнобойщиков. На грузовой палубе уже не пушки, а фуры и вагоны с мирным добром. Грузов около сорока наименований - продукты, медикаменты, удобрения, металл, сигареты, алкоголь. Через несколько дней в обратном направлении отправятся цитрусовые, вино, минеральная водичка. А вот туристы, по словам капитана «Грейфсвальда» Игоря Залетова, паром пока не облюбовали. За восемь лет его капитанства самая большая группа отдыхающих - 17 человек - была из Германии. Эта компания дружно недолюбливала самолеты.
Прогулки с Пласидо Доминго
Девушка-пограничник ставит штампик в мой загранпаспорт и расплывается в улыбке: «Добро пожаловать в Грузию!». Через несколько минут мы ступаем на землю загадочной Колхиды. На все про все у делегации журналистов сутки, а нужно там много успеть увидеть. Любопытно взглянуть на город, из которого президент Грузии Михаил Саакашвили пообещал сделать грузинский Лас-Вегас. Михо уверен, что через два года столица Аджарии благодаря миллиардным инвестициям обгонит по числу небоскребов Ванкувер, а пятизвездочных отелей в Батуми будет больше, чем в Москве! И эти пророчества уже начали сбываться.
Нашей делегации показали пятизвездочный «Шератон», возведенный на турецкие инвестиции. Убранство роскошного отеля взято словно из голливудских фильмов о сладкой жизни. На балкончиках номеров - джакузи, а с 20-го этажа открывается чудный вид на Батуми и его окрестности - до самой турецкой границы.
Рядышком на морском берегу не по дням, а по часам растет «Кемпинский» с вращающимися этажами, ресторанами, бассейнами и прочими «наворотами». В этот отель заграничный инвестор вложил 150 миллионов евро. В двух шагах почти готов «Рэдиссон», не за горами начало строительства «Хилтона», «Принцесс-отеля», «Рэйнбоу» и других мировых гостиничных брендов. Имеются тут и не столь помпезные отели - для среднего класса. Потребность в «нумерах» в Батуми, как признался сопровождавший нас  чиновник правительства Аджарии Бачуки Чхеидзе, с каждым годом растет. Действительно на Земле не так много мест, где можно покататься на лыжах в заснеженных горах, а спустя часок поплескаться в довольно теплой как для ноября водичке Черного моря.  
Наша прогулка по вечернему, а затем и ночному Батуми продолжается. Тут можно бродить без карты. Местные жители - народ дружелюбный, с каждым запоздалым прохожим можно перекинуться парой словечек (русский язык тут еще не забыли), расспросить о житье-бытье, разузнать дорогу. С той же целью можно без опаски тормознуть... полицейский автомобиль. В Грузии страж порядка - друг человека, а не страшилка с дубинкой или «оборотень в погонах». Кстати, «оборотней»-коррупционеров в этих краях извели на корню. Все, с кем довелось пообщаться, утверждают - в Грузии нет взяточников, есть порядок. Спасибо Михо.
...А мы любуемся памятником «Али и Нино», который представляет собой две подвижные скульптуры мужчины и женщины и олицетворяет вечную любовь. Осматриваем площадь Пьяца, где спустя несколько дней пел знаменитый испанский тенор Пласидо Доминго, и Театральную площадь с позолоченным Нептуном, которого многие батумцы недолюбливают за чрезмерную наготу.
Не можем отвести взгляд от «поющих фонтанов» на Батумском бульваре и причудливых форм Дворца бракосочетаний, от розового куба выставочного центра и Дворца юстиции, напоминающего огромную плетеную бутыль, от «куб-тауэра» и Европейской площади со статуей Медеи, держащей над головой золотое руно. Больно уж последнее изваяние напомнило девушку с калиновой ветвью в руках на Майдане Независимости. Любоваться всем этим великолепием лучше в темное время суток, когда приморская часть Батуми переливается разноцветными огнями.
Всего в аджарском «портфеле заказов» более 20 масштабных проектов. Пройдет каких-то пару лет, и в Батуми воздвигнут суперсовременный стадион, удивительный по архитектуре аквариум, который выстроят в виде нагромождения гигантской морской гальки, дельфинариум и так далее. Конечно, столица Аджарии еще не стала городом-сказкой. Возле чудес архитектуры пока ютятся обветшалые здания советской эпохи, а уровень жизни большинства батумцев пока не позволяет им чувствовать себя жителями «Лас-Вегаса». Но Батуми только в начале большого пути.
Батумская «дольче вита»
Утро второго дня нашего пребывания в Батуми началось с пресс-конференции в местном морском порту. По словам его начальника Вячеслава Хачряна, порт переваливает в год более шести миллионов тонн грузов. Правда, до российско-грузинского военного конфликта дела тут обстояли получше, судов на рейде стояло побольше. Кстати, в порту обнаружился николаевский  след. Один из портовых буксиров построен нашими корабелами!
Затем был визит на батумский базар. Сладости тут дешевые. Килограмм мандаринок стоит один лари - чуть меньше пяти гривен. За одну монету такого же достоинства можно купить кило киви или хурмы. Неудивительно, что к обратному пути сумки у журналистской братии распухли от вкусностей.
А увенчала наш быстротечный визит пресс-конференция в здании аджарского парламента.  Любопытно: население Аджарии составляет около 400 тысяч человек (в Батуми - 170 тысяч), а для решения насущных вопросов тут вполне хватает двух десятков депутатов. Для сравнения -  в полумиллионном Николаеве аж девяносто «слуг народа»!
Как рассказал председатель департамента туризма и курортов правительства Аджарии Темур Диасамидзе, число туристов в их солнечной республике уже вышло на уровень советских времен и достигло миллиона человек в год. Поэтому пяти тысяч существующих гостиничных номеров  катастрофически мало. Глава правительственного департамента международных отношений Ираклий Гурадзе отметил, что построивший в Аджарии гостиницу освобождается на 15 лет от налога на прибыль. Налоговые льготы предусмотрены и для... держателей казино.
И еще немного о бизнесе и налогах. В Грузии фирму можно зарегистрировать... за два дня.  Никакой бумажной волокиты и многочасовых стояний в бесчисленных истанциях. В Аджарии предприятие-новичок первые два года своей деятельности платит 225 долларов единого налога в месяц. Малый бизнес (предприятия с доходом меньше 100 тысяч лари в год - около 500 тысяч гривен) облагают единым трехпроцентным налогом. Таможенные пошлины в Грузии, в основном, нулевые. Реже - пяти- и 12-процентные. По этому показателю страна занимает второе место в мире. Недавно, кстати, в Аджарии гостил украинский вице-премьер-министр Сергей Тигипко, который желал изучить грузинский налоговый опыт...
…А мы возвращаемся в Ильичевск. Чем ближе к родным пенатам - тем страшнее. В паре сотен миль от берега разыгрался шторм, порт для судов закрыли. 15 часов простоял «Грейфсвальд» на рейде Ильичевска, ожидая окончания стихии. И вот нашему судну дают добро на заход! Мы на украинской земле, но с мечтой еще раз побывать в гостеприимном Батуми - райском уголке, который остается в сердце.
«Николаевские новости» благодарят пресс-секретаря Ассоциации судовладельцев Украины Александра Федорова за помощь в подготовке репортажа из Батуми.