Умирать, так на Березани!

Комментарии:
У черноморского побережья Николаевской области находится маленький клочок суши с великой историей
Неоплан плавно тронулся в путь. Тихо шуршат колеса. В салоне разместились неугомонные журналисты - участники проекта «Семь историко-архитектурных чудес Николаевщины».
На этот раз наш путь лежал на загадочный, овеянный легендами остров Березань. Он - составная часть историко-археологического заповедника «Ольвия». Черное море  не слишком богато островами. И, тем не менее, три крохотных островка материкового происхождения - Змеиный, Святого Ивана и Березань - пользуются мировой известностью.
Название «Березань» произошло от турецкого Бирюк Юзень-ада, то есть «остров у впадения Волчьей реки» (нынешней реки Березанки). Длина острова  около 800 метров, ширина -  400. От материка он отделен мелким проливом. «Открытый ветрам и размываемый морем, остров быстро разрушается», пишет К. С. Горбунова в книге «Древние греки на острове Березань». Исследования геологов показывают, что за год исчезает не менее двадцати сантиметров суши, а в местах наибольшего разрушения - до полуметра. По всей видимости, во времена, когда на Березани поселились греки, остров был почти втрое длиннее и раз в семь шире.
Сейчас остров пустынен: ни одного человека, никаких жилых строений. Не верится, что когда-то здесь кипела жизнь.     



Наш гид на острове начальник березанской археологической  экспедиции  ИА НАНУ Валерий  Крутилов. Он рассказал, что археологические исследования здесь проводятся более ста лет. Парадоксально, но для исследователей новые находки несут больше загадок, чем разгадок. Сейчас доподлинно известно, что на острове с расцветом Ольвийского государства было не просто поселение, а античный город Борисфен. Уже  раскопаны его улицы, несколько жилых домов, колодец, основание храма Афродиты и  знаменитый алтарь. Бытует мнение, что в древности некоторые путешественники специально приплывали сюда, везя на кораблях животных. Часть из них приносилась в жертву Посейдону, других отпускали живыми в честь богини любви и плодородия Афродиты.
Раскопки на острове Березань ведут сразу две группы археологов - из Украины и России. Все находки отправляются в музеи нашей страны, независимо от того, кто их обнаружил.
Бедой  для Березани являются «черные археологи». Их интересует только нажива, а не сохранение предметов старины для истории. Ищут сокровища, ценности, керамику, монеты, металл… Оставляя за собою  десятки грабительских шурфов, «коллеги» варварски разрушают свидетельства древней цивилизации, которые после подобных нашествий больше не представляют интереса для науки. Так, в 2001 году, когда из-за недостаточного финансирования была снята охрана острова, «черные археологи» откопали и вывезли за пределы области небольшой клад, состоящий из нескольких слитков сплава золота и меди (электра), используемых в Древнем Борисфене для чеканки монет.  
Наша группа медленно движется едва заметными тропами Березани. Вместе с нами руководитель и духовный наставник проекта «Семь историко-архитектурных чудес Николаевщины»  народный депутат Роман Забзалюк.
Сойти с тропы опасно - местность буквально кишит змеями. Кроме того, по словам руководителя экспедиции  Валерия Крутилова, на острове до сих пор находят неразорвавшиеся снаряды времен двух мировых войн. Земля Березани, как лицо старца, буквально изрезана траншеями и воронками от разорвавшихся снарядов. И это неудивительно. Ведь с 1909 по 1914 годы на острове был построен первый в мире полигон по испытанию железобетонных сооружений, надежность которых проверялась ударами корабельной артиллерии.  



Мы у  южной оконечности острова. Впереди 16-метровый обелиск, состоящий из двух железобетонных стел. Издали кажется, что это крейсер «Очаков» и его героический экипаж пробивается к острову, чтобы спасти своего командира… Боевой офицер и неисправимый романтик Петр  Шмидт по приговору царского суда был расстрелян на острове Березань 6 марта 1906 года.
Когда Шмидт узнал о месте казни, он сказал: «Мне будет хорошо умирать на Березани… Надо мной будет высокое небо, вокруг море - моя любимая стихия».
День клонился к закату. Пора было прощаться с Березанью. Прощаться с островом, чья площадь всего три километра, а история - длиною в вечность…