Директор Николаевского областного центра занятости Владимир Луста:

Комментарии:
Конкретные шаги правительства помогают службе занятости решить проблемы трудоустройства
Месяц, как возглавляет областную службу занятости Владимир Луста. За плечами у него большой опыт как в сфере бизнеса, так и в органах государственной власти. О том, какая сегодня ситуация на рынке труда Николаевщины и чем занимается служба занятости, корреспондент «Николаевских новостей» Людмила Савкова беседовала с Владимиром ЛУСТОЙ.

Владимир Луста. Из досье
Начинал свою трудовую деятельность токарем ремонтно-механического завода, работал директором дома культуры, первым секретарем райкома комсомола, заместителем председателя районного совета, генеральным директором, председателем правления ОАО «Сабико», директором филиала, первым заместителем генерального директора ООО СП «НИБУЛОН», директором частного предприятия, председателем Снигиревской райгосадминистрации, председателем Снигиревского районного совета. Последние годы Владимир Луста работал заместителем председателя Николаевской облгосадминистрации, поэтому проблемы области ему хорошо знакомы. Владимир Луста имеет три высших образования. Окончил Киевский государственный институт культуры, Межрегиональную академию управления персоналом и Николаевский государственный аграрный университет. Владимир Викторович был депутатом Снигиревского районного совета I и V созывов и депутатом Николаевского областного совета III и IV созывов.


- Владимир Викторович, какова сегодня ситуация на рынке труда Николаевщины?
- В последние годы уже не соискатель, а работодатель диктует условия и уровень зарплаты. Подыскать работу с высокой зарплатой, подчеркиваю, официальной, сложно. Поэтому люди вынуждены соглашаться на более низкую оплату труда. Мы оперируем только официальными цифрами, а многие, оставшись без работы, не обращаются в службу занятости. Кроме того, не все существующие на рынке труда вакансии у нас представлены. По некоторым причинам их работодатели не дают. Иногда им выгоднее использовать нелегальный труд.
Налоговики проводят проверки и устанавливают факты, когда оформленным работникам официально насчитывается незначительная зарплата, даже меньше минимальной, из которой, соответственно, платятся незначительные суммы налога с доходов физических лиц, а также минимальные взносы на обязательное государственное пенсионное страхование и на общеобязательное социальное страхование. И оплата труда происходит в основном «в конвертах».
Мало того, такие работники часто состоят на учете в центрах занятости и получают пособие по безработице. Поэтому проблемы занятости напрямую связаны с ее легализацией. Ситуация на рынке труда нестабильна, что связано с последствиями финансово-экономического кризиса. Однако, по данным мониторинга, который проводит служба занятости, эта ситуация начинает несколько выравниваться. Областная служба занятости располагает 1600 актуальными вакансиями. Как в этом году, так и в прошлом, преобладает спрос на рабочие профессии. По-прежнему существует дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. В связи с оформлением жилищных субсидий люди начали приходить в центры занятости, чтобы стать на учет и получить официальные справки о доходах. Это позволит увидеть более реальную картину безработицы по Николаевской области. Но, тем не менее, мы обязаны выполнять свою основную функцию: поставить на учет ищущего работу, помочь, предложив возможные и реальные пути разрешения сложившейся ситуации. Тем более, что сегодня государство делает конкретные шаги для разрешения проблем занятости населения.
- Действительно ли, что в службе занятости возобновлено финансирование практически по всем ранее существующим программам?
-  В любых экономических условиях всегда в работнике ценился профессионализм. Работодатели нуждаются не только в наличии диплома у своих сотрудников, но и в глубоких знаниях и определенных навыках в работе, поэтому потребность в высококвалифицированных кадрах наблюдается постоянно. Служба занятости имеет сегодня возможность переобучить безработного, повысить его квалификацию.
Все услуги государственной службы занятости бесплатные, а вакансии - актуальные, в отличие от недобросовестных частных кадровых агентств, у которых за немалые деньги можно получить лишь перечень несуществующих вакансий. Сам столкнулся с этой ситуацией, когда волей судьбы несколько месяцев состоял на учете в центре занятости. Сейчас увеличен размер пособия для безработных. Например, для застрахованных лиц, которые состоят на учете в службе занятости, минимальный размер пособия по безработице составляет 430 гривен в месяц, а максимальный - более двух тысяч гривен. Причем, до конца года планируется повышение минимального размера пособия по безработице.
Действительно, сейчас возобновлено финансирование по всем ранее существующим социальным программам службы занятости. На 2010 год государственным бюджетом Украины выделено 10 миллионов гривен на предоставление дотаций работодателям для трудоустройства молодежи на первое рабочее место, что позволит трудоустроить по всей стране 2,5 тысячи выпускников. По Николаевской области финансирование на эти цели составляет 308,1 тысячи гривен. Ни много, ни мало, это позволит трудоустроить 80 выпускников на первое рабочее место. К слову, первое рабочее место по этой программе уже получили десять выпускников Николаевщины. На протяжении прошлого кризисного года средств на подобную программу не выделялось вообще.
Возобновлено финансирование по направлению «Из безработного - в предприниматели». Кроме того, что человек может получить единоразовое пособие по безработице для открытия собственного дела, причем максимальный размер может доходить до 25 тысяч гривен, специалисты службы занятости еще и бесплатно обучат его азам предпринимательства. Минимальный размер такого пособия  составляет около пяти тысяч гривен. В этом году 130 безработных воспользовались такой услугой и стали предпринимателями.
Расширены возможности и для работодателей, они могут за счет Фонда создавать новые дотационные рабочие места. С начала года при содействии областной службы занятости нашли работу почти 17 тысяч человек. И более тысячи из них - трудоустроены на вновь созданные дотационные рабочие места. Многие работодатели пользуются нашими услугами, и им это выгодно. Будучи предпринимателем, я сам тесно сотрудничал с центрами занятости и пользовался дотациями для создания новых рабочих мест. Задача службы занятости - информировать и работодателей, и соискателей о возможностях, которые предоставляет государство для решения проблем занятости населения.
- В июне уровень зарегистрированной безработицы составлял 1,7%. А на 1 января 2010 года этот показатель был 2,4%. Какова ситуация сейчас?
- Официальный уровень безработицы не соответствует действительности, и не только в Николаевской области, а и по всей стране. На учете в службе занятости с начала года состояло более 39 тысяч человек. По данным Главного управления статистики, на 1 августа уровень безработицы по области составил 1,66%, в сельской местности эта цифра  выше - 2,05%. Не возьмусь прогнозировать ситуацию до конца года. Сколько реально безработных на Николаевщине, сегодня сказать никто не может. Ведь многие не обращаются в службу занятости.
- Как, на ваш взгляд, можно решить проблему сельской безработицы?
- Это большая отдельная тема. Согласен с высказыванием, прозвучавшим на одной из последних сессий областного совета, что у нас на Николаевщине сеют и пашут инопланетяне. Никто нигде не оформлен, соответственно и поступления в бюджет отсутствуют. А ведь в селе все, в буквальном смысле этого слова, на виду. Да и урожай из года в год собирают хороший. В селах по-прежнему процветают и кумовство, и сватовство. Фермеры используют труд односельчан зачастую неофициально, ухитряются минимизировать налоги. Менталитет, что ли, у наших людей такой, что умеют приспосабливаться. Например, сегодня некоторые предприниматели возмущаются введением налоговых изменений, хотя все прекрасно понимают, что в стране должны произойти системные реформы, и все хотят жить лучше. Но разве 200 или 300 гривен налогов для предпринимателя, у которого, к примеру, кафе, бар, ресторан или магазин, это большая сумма? Люди не привыкли и не хотят платить налоги. На мой взгляд, правительство должно проявить жесткость к тем, кто использует нелегальный труд, кто уклоняется от уплаты налогов. С другой стороны, предпринимателям, которые только начинают работать, необходимо предоставить налоговые каникулы.
О реформах говорило не одно наше правительство. Возможно, на этот раз они будут осуществлены. Сегодня необходимо изменить ситуацию к лучшему. Это касается и налоговой реформы, и пенсионной. Сроки проведения пенсионной реформы будут определены системой социальных реформ, которую разрабатывает Кабмин. Время и ситуация в нашей стране диктуют свои условия для разрешения экономических проблем. Существует европейский опыт системных и комплексных реформ. Думаю, что у нынешнего правительства хватит мужества воплотить в жизнь свои идеи и планы.
- Владимир Викторович, за плечами вы имеете опыт руководителя, проблемы региона вам знакомы, кроме того, работали вице-губернатором. Что нового хотелось бы внедрить в работе службы занятости? Глава облгосадминистрации Николай Круглов неоднократно говорил о том, что работа службы занятости должна быть перестроена. Что вы как новый руководитель собираетесь делать, что именно перестраивать?
- По-прежнему мы работаем по пяти основным направлениям. Это содействие по трудоустройству, профориентационная работа, информационно-консультационные услуги, организация оплачиваемых общественных работ, переобучение для безработных, семинары для работодателей. Огромное внимание уделяется школьникам, молодежи. Недавно выпустили новые справочники для выпускников, специальные дневники для ребят сельских школ, в которых содержится необходимая профориентационная информация. В городских школах установлены специальные профориентационные терминалы, эта работа велась на протяжении двух лет. Это направление будем развивать. Но, на мой взгляд, один из акцентов в деятельности службы занятости - это активизация сотрудничества центров занятости с районными администрациями, а также районными, сельскими и поселковыми советами. Есть программы занятости и правительственная, и областная, которые необходимо выполнять, объединив усилия всем органам власти и ответственным службам, которые наделены такими полномочиями. Например, оплачиваемые общественные работы. Организация их работы осуществляется в соответствии с потребностями данной административно-территориальной единицы и способствует ее социальному развитию. Виды таких работ определяются местными госадминистрациями, исполнительными органами местных советов. Считаю, что для организации оплачиваемых общественных работ для безработных в различных сферах экономики необходимо консолидировать усилия власти на всех уровнях. Тем более, что с некоторыми изменениями в законодательстве неработающий, который получает пособие по безработице, может теперь участвовать и  в оплачиваемых общественных работах за счет средств Фонда. И это важно. Ведь безработные со временем теряют квалификацию, возникают и проблемы психологического характера. Благодаря участию в общественных работах люди могут возобновить трудовые навыки, иметь дополнительный заработок, а в перспективе - получить постоянную работу.
Введен и новый вид общественных работ для безработных - это информирование населения о возможности получения жилищных субсидий по упрощенной процедуре. К слову, у областной службы занятости хороший опыт по организации общественных работ. С начала года почти шесть тысяч безработных были охвачены этим видом услуг. На оплату труда безработным было выделено более трех миллионов гривен. Сегодня служба занятости области акцентирует свое внимание на приоритетных задачах, связанных с решением вопросов социальной защиты населения от безработицы. И решение их видит в активизации сотрудничества с социальными партнерами.