23 января
  • ПОДПИСКА НА НИКОЛАЕВСКИЕ НОВОСТИ
  • КОМПЛЕКТ
  • ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ
  • ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ
  • СПОРТ
  • В борьбе за голубое золото

    Украина постепенно становится все более серьезным игроком на европейском газовом рынке.
    Прагматичная позиция руководства нашей страны позволила восстановить интерес к транзитным возможностям украинской ГТС.

    Напомню, что еще 9 декабря 2005 года началось строительство газопровода «Северный поток» (Nord Stream), проектная мощность которого должна составить 55 млрд. кубометров газа в год. С октября 2009 по февраль 2010 года компания Nord Stream получила необходимые разрешения для строительства газопровода через Балтийское море. Уже 3 июля 2010 года первая нитка газопровода «Северный поток» достигла материка в районе Лубмина, в Германии. Планируется, что подача газа из «Северного потока» на строящуюся сейчас станцию сдачи-приемки газа начнется осенью 2011 года.
    Кроме того, есть еще «Южный поток» (South Stream) - проект газопровода России и Италии, который пройдет по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варну с прицелом на балканские страны. 18 мая президент России Дмитрий Медведев заявил в Киеве, что российская сторона не намерена в угоду Украине отказываться от реализации альтернативных проектов транспортировки природного газа, в частности строительства газопроводов «Северный поток» и «Южный поток».
    Отметим, что еще 22 марта  Президент Янукович заявил, что модернизация украинской газотранспортной системы является альтернативой строительству газопровода «Южный поток».
    «Мы предлагаем модернизацию ГТС - альтернативу строительству «Южного потока». Потому что «Северный поток» уже не остановить - он уже строится. Мы  сейчас ищем возможности, как договориться, чтобы Украине оставили - как минимум - те объемы газа, которые можно транспортировать существующей ГТС, - около 125 млрд. кубов газа», - сказал глава государства. Он предложил план модернизации и расширения возможностей ГТС Украины: постройка участка Богородчаны-Ужгород позволит увеличить объем прокачки на 10 млрд. кубометров газа в год, модернизация скорости прокачки газа через ГТС позволит увеличить объемы прокачки газа на 20-25 млрд. кубометров. А третье - прокладка фактически новой трубы - параллельно существующей.
    23 марта Украина и ЕС подписали в Брюсселе совместную декларацию по вопросам модернизации отечественной ГТС. Ее подписали и представители европейских банков, что дало начало переговорному процессу о выделении Украине кредита для обновления «трубы».
    26 мая  Президент Виктор Янукович расширил идею строительства дополнительного газопровода по территории Украины. Во время переговоров с государственным секретарем США Хиллари Клинтон он заявил, что «Украина предлагает Европейскому Союзу и России строительство через украинскую территорию дополнительного газопровода для увеличения прокачки газа в Европу».
    Президентская инициатива получила необходимое развитие
    25 июня: министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко заявил, что «вопрос создания украино-российского газотранспортного консорциума в настоящее время не стоит». Добавил, что «Украину устроит модель, которая будет отвечать интересам страны. Украина должна иметь контрольный пакет в любом совместном предприятии, которое создается на нашей территории. Нам нужно иметь до трех участников этого предприятия, ибо есть три составляющие этого процесса - Россия как владелец ресурса, мы как транзитер и Европа как потребитель. И только втроем, вместе, найдя компромиссы в национальных интересах для каждой страны, мы сможем создать совместный проект, и он будет эффективен. ЕС это предложение поддерживает».
    Можно констатировать, что Украина перестала занимать пассивную позицию в деле транспортировки газа в Европу, заботясь не только о собственном реноме надежного партнера-транзитера, но и работая на перспективу. И эта политика как пример реализации прагматичного государственного интереса обречена на успех.
    Виталий Лысенко,  политолог

    Виталий Синявский, Анна Чепова, «Николаевские новости»

      Просмотров:
      comments powered by HyperComments