В Стамбуле базар везде!

В крупнейшем городе на планете живут без навязчивых билбордов, пробок и давок в общественном транспорте

Тех, кто впервые побывал на Босфоре, Стамбул поражает особенно. Полтора часа идет теплоход «Каледония» по легендарному проливу, и все это время по обоим берегам - европейскому и азиатскому - тянется бесконечный мегаполис. Минареты мечетей, цветастые кварталы, остатки крепостных стен. Раз за разом жму на кнопку фотоаппарата. Хочется запечатлеть буквально все.
Стамбул - один из крупнейших городов планеты. По разным данным население этого гиганта составляет от 15 до 17 миллионов человек! Опять же, если верить интернету, больше жителей только в Мехико, Шанхае и Карачи.
За возможность увидеть Стамбул группа украинских художников и ваш покорный слуга, сопровождавший их, благодарны судоходной компании «Укрферри» и ее пресс-секретарю Александру Федорову.
Украина? Десять лир!
Позади полтора дня любования Черным морем на борту «Каледонии».  Мы причалили к морскому вокзалу в бухте Золотой Рог. Пассажирам выдают временные пропуска на выход в город. У художников в первый день пребывания в Стамбуле экскурсий нет, и они устремились в музей современного искусства, под который оборудовали бывший портовый склад. Затем визит на гранд-базар. До этого знаменитого торговища семь остановок на быстроходном трамвайчике. Стоит поездка полторы лиры - целый доллар. Проблем с транспортом в Стамбуле нет. Мелкогабаритных битком забитых маршруточек - тоже. Один за другим снуют по дорогам вместительные автобусы, которые не заполнены даже в час пик.
Вот и наша остановка. Где базар? Да везде! Не знаю, как на окраинах, но центр Стамбула просто наводнен лавочками и магазинчиками. После получаса блужданий таки находим главный стамбульский рынок. Он просто кишит туристами. Повсюду слышны английская, немецкая, японская и, конечно же, русская речь. Турки теряются в этой разноязычной толпе. Ежедневно Капалы Чарши, так по-турецки звучит название базара, посещает свыше полумиллиона человек! Ассортимент велик - ювелирные украшения, антиквариат, кожа, текстиль, ковры, сувениры. Внутри гранд-базара располагаются рестораны, источники, мечети, жилые помещения и... даже кладбище!
Вот типичный диалог с турецким торговцем:
Турист: How much it costs? (сколько стоит?)
Торговец: Where are you from? (откуда вы?)
Турист: Ukraine! (Украина!)
Торговец: Ten lira! (Десять лир!)
Было бы забавно представиться, например, голландцем. Какой бы ответ я получил? Вкратце схема торговли с турком - это обязательный ритуал - проста. Условный товар стоит пять лир. Начальная цена «торгов» - десять. После бурной дискуссии турок продает вещь за шесть. Довольны все. Турист потому, что скостил заоблачную цену на целых четыре лиры, торговец - потому что все равно остался в наваре.
После гранд-базара прогуливаемся на Египетский рынок, который неподалеку. Тут огромный выбор специй, кофе, чая, фруктов. Визуально турок здесь гораздо больше, чем на гранд-базаре.
...Усталые возвращаемся на «Каледонию». Шествуем по широченному мосту над бухтой Золотой Рог. Внизу водную гладь рассекают теплоходы - весьма необходимый для стамбульцев вид транспорта, учитывая огромные расстояния в этом городе-гиганте.
С утра и до сумерек по всей длине моста священнодействуют рыбаки с удочками. Улов у всех один - какая-то мелкая рыбешка.
Ах, «Одесса»! Ресторан в Стамбуле
Вечером в компании с одесским художником Юзефом Фельдманом осматриваем окрестности морвокзала. Широкие современные «авеню» перемежаюся с узкими мощеными улочками. Женщин на них меньше, чем мужчин. Им разгуливать некогда, надо беречь домашний очаг. Изредка дефилируют дамы, укутанные с головы до пят - чтут мусульманские традиции. Но, в основном, одеваются турчанки вполне по-европейски. Попадаются даже представительницы прекрасного пола в мини. За такую вольность им уже не грозит общественное порицание. Турция со времен Кемаля Ататюрка, чей мужественный лик запечатлен на турецких лирах, государство светское.
К девяти вечера Стамбул вымирает. Кафешки и магазины гасят огни. Турки - народ домашний, к  вечерним гуляниям не расположеный. В сумерках курсируют, в основном, туристы. За несколько часов прогулки по центру Стамбула на глаза попались аж два билборда. Как-то же живут люди без этой навязчивой рекламы...   
Заглядываем на станцию метро. Несколько полупустых вагончиков терпеливо ждут пассажиров. Прогуливаемся по набережной. Вот здесь жизнь бурлит! Зазывают поздних прохожих лоточники. Паркуются скромные иномарки, среди которых выглядит белой вороной крутой джип. Присматриваемся к названиям ресторанчиков. «Одесса», «Бабушка и дедушка», просто «Бабушка». Отдыхай душой, руссо туристо!
Храм двух религий
Второй и, увы, последний день в Стамбуле. Утром художников приветствует гид Шенол Туна. Программа  экскурсии - ипподром, Голубая мечеть, Айя София, Цистерна Базилика, султанский дворец Топкапы. Благо, все эти достопримечательности расположены поблизости друг от друга.
Шенол прекрасно говорит по-русски. Где так выучил? «Турецкая челночная школа», - отвечает с улыбкой. Экскурсию он вел с юморком, рассказывал много и интересно. Пункт первый - ипподром, где когда-то проводились гонки колесниц. От его первозданного облика осталось лишь несколько колонн. Египетскому обелиску из бело-розового асуанского гранита почти две тысячи лет! А выглядит как новенький - браво мастерам из Луксора. Змеиную колонну привезли на ипподром из дельфийского святилища Аполлона в Греции в 326 году. А обелиск Константина был когда-то покрыт позолоченными листами, но в XIII веке их содрали и переплавили в монеты-крестоносцы.
Голубая мечеть с шестью минаретами считается одним из величайших шедевров исламской и мировой архитектуры. Она получила свое название благодаря огромному количеству белых и голубых изникских керамических изразцов ручной работы, которые использовались в декорациях интерьера. Мечеть - действующая и может вместить десятки тысяч молящихся, но, по словам нашего гида, на одной из недавних молитв здесь не набралось и сотни поборников ислама.
Айя София - символ «золотого века» Византии - удивительна соседством на своих стенах сур корана и ликов христианских святых. Удивляться тут нечему. Величественный собор построили в IV веке при императоре Константине. София несколько раз горела и была отстроена заново через двести лет при Юстиниане. Больше тысячи лет храм был христианской святыней. И лишь в XV столетии  султан Мехмед II, завоеваший Константинополь, превратил собор в мечеть, пристроив к нему четыре минарета. К чести мусульман, они не стали уничтожать фрески и мозаики и лишь замазали их штукатуркой. Когда в 1935 году Ататюрк объявил, что Айя София становится музеем, штукатурку сняли, и христианские святые предстали перед посетителями в первозданном облике.
Цистерна Базилика - одно из самых крупных и хорошо сохранившихся древних подземных водохранилищ Константинополя. Здесь хранился резерв питьевой воды на случай засухи или осады города. Трем сотням колонн, которые поддерживают сводчатый потолок цистерны, полторы тысячи лет.
Ныне в этом сумрачном водохранилище вольготно чувствуют себя карпы. А еще здесь снимался эпизод фильма бондианы «Из России с любовью» и исполнял головокружительные трюки звезда гонконгских боевиков Джеки Чан.
Султанский дворец Топкапы. Знакомство с ним начинается с дворцовой кухоньки. Тут в поте лица трудились больше тысячи поваров! Султаны любили погулять. Победил супостата - гуляют все! Дней сорок. Родился маленький султанчик - банкет месяца на три. Во дворце пять тысяч обитателей - пир стоит горой. Особенно любил попраздновать султан Селим - сын Насти Лисовской, более известной миру под именем Роксолана. Эта украинская барышня при супруге-султане Сулеймане фактически правила Османской империей.  
Еще в Топкапы имелся  парламент. Султан - это, конечно, абсолютная монархия, но почему бы не поиграть в демократию? Также во дворце сохранилась библиотека султана, а в многочисленных музейных комнатках посетители могут полюбоваться драгоценностями, оружием, золотой посудой, доспехами и прочим султанским добром. Со смотровой площадки дворца открывается чудный вид на Босфор.
А мы спешим из Топкапы. До отхода «Каледонии» остается час. Забегаем в сувенирную лавочку, которых в этом районе великое множество, чтобы сделать последние покупки. Хозяйка магазинчика приветствует нас на чистейшем русском языке. Ольга родилась на Урале, в Турции уже пятнадцать лет, имеет с мужем-турком маленький сувенирный бизнес. Пока разглядываем магнитики и кружки, Ольга спешит к нашей компании со стаканчиками яблочного чая. После такого знака внимания торговаться как-то не с руки. Интересуемся, как у Ольги с ностальгией по родине. Нет такой, отвечает, давно пообвыклась на турецком берегу, да и интернет сближает страны и континенты.
...«Каледония» тронулась в обратный путь. В сумерках Стамбул особенно красив. Мы прощаемся с символом Турции, который провожает нас вечерними огнями. На прощание бросаем монетку в воду Босфора. Значит, еще вернемся.