Николаевский ученый Алексей Попов из НУК «замахнулся» на мировое редукторостроение

Комментарии:
Классическую теорию по зубчатым редукторам разработал еще сам Герц. Так она с позапрошлого века и стояла незыблемо как основа основ. Профессор Алексей Попов из НУК разработал новую теорию контактной прочности.
Однако его коллеги отказывались верить этим расчетам. Один из них даже написал Алексею Павловичу раздраженно: «Вы нанесли вред мировому редукторостроению».
Под руководством А. Попова проведена серия опытов в статике на моделях, имитирующих условия контактного взаимодействия зубьев с начальным точечным касанием. Результаты опытных и расчетных величин при этом практически совпали. Затем ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект» по разработкам А. Попова заказало в Запорожье (ЗАО «Мотор-Січ») зубчатые колеса с уменьшенной в 1,75 раза длиной зубьев первой ступени опытного редуктора.
По всем канонам современной практики расчетов, они должны просто сломаться. Аргументы ученого из Николаева скептицизма и недоверия не развеяли. Однако результаты испытаний опытного редуктора, которые недавно завершились на ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект», удивили не только скептиков, но и осторожных оптимистов.
 Его нагрузочная способность по контактным напряжениям и по напряжениям изгиба оказалась соответственно в 2,25 раза и в 1,7 раза выше нагрузочной способности штатного редуктора с линейным контактом зубьев. При этом уровень вибрации и шума редуктора уменьшился примерно на 12 децибел. После завершения испытаний он будет эксплуатироваться в системе двигателя.
Параллельно Алексей Попов разработал и запатентовал новую зубчатую передачу с пространственной точечной системой зацепления. Зубья колес к ней можно изготавливать на отечественных станках, что очень важно в условиях массового производства.