Как советский бензин стал «золотым», или Почему наше топливо было в три раза дороже американского?

Как-то поздно возвращаясь с работы, разговорилась с пожилым таксистом.
То да се, пятое-десятое, и не заметила, как от ругани наших политиков разговор плавно перешел в плоскость времен советских. Бывалый таксист, повидавший в жизни всякого, вспоминал, как жилось ему раньше и как нередко приходилось выкручиваться.
Смекалка не раз спасала советского человека! Мужчина рассказал, что, когда с бензином в Союзе были перебои, приходилось использовать даже авиатопливо! Авиационные марки Б-91 и Б-95 в розницу никто не отпускал, но достать на авиабазах их таки можно было.
Правда, был один нюанс: при заправке самолетным топливом автомобиля его выхлопная труба покрывалась необычным бело-серым налетом. Для гаишников это был знак. Нередко на машины в районах аэродромов и летных площадок они устраивали засады. Если выхлопная внутри белая - «шили» статью за хищение соцсобственности. Статья эта была подрасстрельная, сентиментальные люди такими фокусами не занимались.
Стабильная страна, стабильная жизнь, стабильные цены. Так считали советские граждане. Ведь находясь за железным занавесом, сравнивать им было не с чем. Взять хотя бы цены на бензин в Советском Союзе и буржуазной Америке. Разве могли наши автолюбители поверить, что за бугром топливо намного дешевле?
Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе даже на честно заработанные деньги купить машину было нелегко. Только в одной очереди за автомобилем люди стояли по пятнадцать лет.
Большинство советских людей и мечтать не могло о собственных «колесах». Поскольку при зарплате в 120-200 рублей для покупки самого доступного «запорожца» деньги нужно было откладывать не менее двух лет. Поэтому на рубеже 50-60-х вопрос, «чем заправить автомобиль?» не мучил среднестатистического обывателя.
Четырехколесные
обжоры
Проблема волновала больше сливки общества - чиновников, директоров, артистов и дипломатов. Став счастливым владельцем авто, они тут же озадачивались - как его прокормить?
Дело в том, что представители отечественного автостроения той эпохи не отличались особой экономичностью. К примеру, «горбатый» на каждые сто километров требовал 7,3 литра, 407-й «москвич» - 10, 21-я «волга» - 13 и «победа» - 13,5. Самой прожорливой считалась правительственная «чайка». Она съедала 21 литр!
Причем ресурсы в стране для этого были. Государству, чтобы заправить весь легковой и грузовой гражданский транспорт, потребовалось бы всего около четверти топлива, производимого нефтеперерабатывающими заводами. Почти половину этой продукции составлял мазут. Все остальное черное золото уходило на армию и флот, которые, к слову, казенное добро не особо экономили.
В ноябре 1968 года Госкомитет цен при Госплане СССР издал занятный прейскурант, в котором указал официальные цены всех марок горючего: от 10 копеек за А-66 до 1 рубля и 5 копеек за АИ-98 за
10 литров.
- Когда в брежневские времена среднестатистическая зарплата была 120 рублей, бензин стоил буквально копейки, - вспоминает Валерий Ломко, - отец рассказывал, что полный бак 76-го бензина обходился ему меньше, чем в 3 рубля. Для сравнения: это почти бутылка водки - при Союзе она стоила
3 рубля 62 копейки.
Разбавляли...
авиабензином
С зарождением советского государства нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) строили сугубо возле мест добычи: в Баку, Грозном, Ишимбае и Уфе. Уже в середине 50-х предприятия переместили ближе к потребителю. НПЗ выросли в Саратове, Краснодаре, Орске, Хабаровске, Одессе и Херсоне. Советский Союз упорно увеличивал переработку нефти, строил заводы-гиганты и вскоре дошел до мощности переработки в 480 миллионов тонн. Со временем отечественные заводы появились даже в Индии, Турции, Эфиопии и на Шри-Ланке. Но наш потребитель не почувствовал облегчения от этого изобилия.
- В застойные семидесятые литр бензина в Союзе стоил до 10 копеек, - рассказал Василий Стасенко, - и это нефтедобывающая страна?! Например, в Ираке в годы правления Хусейна 100 литров высококачественного бензина заливали всего за доллар, и чего уж лукавить, наш бензин был не так хорош. Ведь нефтепереработка осуществлялась по комплексному принципу: бензин со всех заводов сливался в общую трубу. Качество конечного продукта заводское руководство не волновало.
Благо, в советские времена бензин не разбавляли так массово, как нынче. Разве что изредка соляркой. Но воровать горючее - милое дело!
- Помню, покойный дед-водитель достал где-то с коллегами цистерну бензина и не придумал ничего лучше, чем закопать ее в землю, - вспоминает Сергей Власенко. - Сэкономленный в рейсах или украденный на базе бензин они сливали туда же. Потом из этого «общака» что-то продавали, а что-то оставляли себе.
Только по талонам!
Если государственный транспорт всегда заправлялся по талонам, то частников дважды пытались перевести с наличной оплаты на талонную - в середине 60-х и в начале 80-х. В эти периоды автовладелец мог купить талоны в продовольственных магазинах. Купить полипропиленовую трубу.
- За доллар иностранным туристам выдавали 60 копеек, на которые можно было приобрести 10 литров топлива! - продолжает Власенко. - Но большинство машин в СССР заправлялось по талонам «Главнефтеснаба». Найти заправку за наличные было проблематично. Поэтому «Интурист» ввел специальные талоны и для автотуристов других стран.
Уже на закате Советского Союза немногочисленные заправки разделили на государственные и частные, то есть платные. Последние можно было найти по нововведенному дорожному знаку, но наличие талонов на руках еще не означало, что вы напоите своего железного коня.
Что касается ассортимента, на заправках почти всегда был 72-й и 76-й бензин. В разгар пляжного сезона на курортных трассах или проселочных дорогах частенько не хватало 93-го. Простым смертным марки бензина АИ-98 и «Экстра» не продавали. Они предназначались для начальственных автомобилей либо иномарок, которые со временем начали разъезжать по отечественным дорогам. Чем больше машин появлялось, тем чаще стали перебои с бензином. Вслед за топливной смесью и А-66 с заправок исчез 72-й. В 1991-м нередкой была ситуация, когда на АЗС продавался исключительно бензин АИ-93, которым вынуждены были заправляться и грузовики. Менялись как потребительские требования, так и цены.
- Когда в начале семидесятых я получил права, А-76 стоил 7 копеек, АИ-93 - 9,5 копейки за литр. До конца семидесятых он дважды дорожал: А-76 - до 30 копеек и АИ-93 - до 40 копеек, - сетует Валерий Ломов. - И это было самое стабильное время самого стабильного государства в мире! Я знаю, что в Америке в 1988-м литр бензина АИ-92 продавали в три раза дешевле, чем в СССР!

Диана КаминскаЯ, журналистка