Вышел в свет двухтомник поэта Эмиля Январева

Аров Борис
Комментарии:
Доброе имя поэта
В николаевском издательстве «Возможности Киммерии» вышел в свет двухтомник поэта Эмиля Январева, лауреата литературной премии имени Николая Ушакова, почетного гражданина города Николаева.
Это знаковое явление в культурной жизни Николаева, дань памяти нашего талантливого земляка, чье яркое творчество, просветительская деятельность стали неотъемлемой страницей в биографии города, в котором Эмиль Январев родился, с которым породнился на всю свою жизнь.
Не будем пересказывать биографию поэта. Все этапы его жизни и творчества емко обозначены во вступительном слове двухтомника поэтом Владимиром Пучковым. Обозначена суть поэтического мастерства Эмиля Январева. Это и впитанный им с детства массив книжной культуры, почти энциклопедическая литературная образованность, тончайшее чувство языка, вкус к словам.
Мне судьбою дано было не только знать Эмиля Январева с детства, но и подружиться с ним, творчески сотрудничать. Выходец из скромной трудовой семьи, он шел по жизни целеустремленно, осознавая смысл широкой образованности, неуемного самообразования, оставаясь доброжелательным, честным, преданным дружбе.
В первом томе «Избранное» собраны стихи, опубликованные во многих его персональных сборниках. А это «Переправа», «Настоящее время», «Действующее лицо», «Открытый урок», «Корабельная баллада», «Школа взрослых», «Почерк», «Стихи мои младше меня» и другие. Есть и ряд неопубликованных ранее стихов. В том числе и «Наш город», написанный еще в 1971 году.
Этот город не втиснете
 в ритм баллад,
изведете впустую пыл.
В этом городе я горевал сто крат
и однажды счастливым был.
Я желал ему всяческого добра,
э, да что распинаться тут.
Я и создан, видать, из его ребра
и ветрами его продут.
Только вдруг полуночный
метнется страх
и догадка в тревожном сне,
что гореть на осенних его кострах
на роду написано мне.

Грустный пророческий стих. Он действительно ушел от нас в осеннюю пору 5 октября 2005 года, когда желтыми и багровыми кострами полыхали николаевские клены и палые листья стелились по асфальту, провожая поэта в последний путь.
Эмиль Январев был и мастером прозы. Свидетельство тому - второй том «Журнальный столик». В нем автор вспоминает встречи со многими интересными людьми. Здесь рецензии на творчество братьев по перу, сотни рассыпанных по всему свету писем, множество блестящих экспромтов, эпиграмм, стихотворных посвящений на книгах.
В 80-90-х годах прошлого века в Николаеве возникло много новых газет, стали выходить альманахи. Январев в них периодически печатался, с душой участвовал в подготовке энциклопедического словаря «Николаев», вел еженедельную колонку «Журнальный столик» в газете «Вечерний Николаев», авторскую программу «Поле зрения» на телеканале «Николаев», которых было уже более пятисот.
Вот лишь неполный перечень рубрик, циклов, опубликованных в сборнике: «Здесь некогда они бывали», «Портретное сходство», «Колодец времени», «Этюды о художниках», «Война и дети», «Сейчас вы будете смеяться» и другие. Одним словом, увлекательный и познавательный труд, охвативший целую эпоху!
Нужно отдать должное составителям двухтомника. Это, в первую очередь, талантливая журналистка Людмила Костюк, жена Январева, его вдохновительница, которая проделала огромную работу, не только сохранив литературное наследие поэта, но и систематизировав все работы для этих книг. Вместе с ней эту почетную миссию выполнил с душой коллега Январева по писательскому цеху поэт Владимир Пучков. Содействовали изданию двухтомника Николаевский городской голова Владимир Чайка, благотворительный фонд «Николаев-2000» и генеральный директор ООО СП «НИБУЛОН» Герой Украины Алексей Вадатурский.
Нахожусь под впечатлением одного из последних стихотворений Эмиля Январева «Друзьям»:
Когда я захочу побыть наедине,
когда покину наше общежитье,
вы что-нибудь хорошее скажите,
негромкое такое обо мне.
Не надобно хвалить меня в лицо.
Я не привык - похвал я мало слышал.
Но вот я встал, махнул рукою, вышел,
скажите это доброе словцо!

Выход двухтомника - еще одно исключительно доброе слово благодарности поэту, книги которого еще долго-долго будут сеять мудрое, доброе и вечное.