Президент Федерации парусного спорта Украины Сергей Исаков: Верю, что в олимпийском Лондоне будут и николаевские яхтсмены

Комментарии:

На днях президентом федерации парусного спорта Украины был избран николаевец Сергей Исаков.
Известный яхтсмен, политик и бизнесмен Василий Гуреев, руководивший федерацией двенадцать лет, свою кандидатуру на четвертый срок не выставил.

Думаю, нет особой нужды представлять этого человека, известного землякам своей деятельностью на хозяйственном и политическом поприщах. Многие знают Сергея Михайловича как руководителя завода «Лиман» и бывшего вице-губернатора, а вот о том, что он еще и заядлый яхтсмен, не первый год возглавляющий областную федерацию парусного спорта, известно немногим. Этой его ипостаси и посвящено интервью Сергея Исакова  «Николаевским новостям».

- Сергей Михайлович, когда произошло ваше знакомство с этим красивым и романтичным видом спорта?
- Под парусом начал ходить в 1967 году на водно-спортивной станции ЧСЗ. Мой первый тренер - замечательный специалист Валентин Петрович Грачев, который в прошлом году отпраздновал 90-летний юбилей. Начинал я на «Кадете», а уже через год был рулевым на «Финне». С этим олимпийским классом и связана вся моя спортивная карьера. В 1972-м в Туапсе выиграл зимнее первенство СССР среди юношей. В том же году в 18 лет стал мастером спорта СССР.  В то время спортивные звания пачками не раздавали, и заслужить мастерский значок было непросто.
Входил в юношескую сборную Союза, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны сверстников. Сильные гонщики были почти во всех республиках. Дважды брал «золото» чемпионата Украины, был в шестерке лучших в чемпионате СССР, побеждал на международной Черноморской регате, участвовал в юниорском первенстве Европы во Франции. А в 1977 году моя профессиональная карьера, к сожалению, оборвалась. Руководство сборной СССР приняло решение о тотальном омоложении команды, и я в 23 года оказался... «неперспективным». Вместе со мной тогда была вынуждена распрощаться с большим спортом целая плеяда талантливых молодых яхтсменов. А ведь по нынешним меркам парусного спорта 23 года - самое начало...
- Тем не менее, с яхтингом вы не «завязали».
- К тому времени я заканчивал НКИ, увлекся наукой, нашел применение своей энергии  в другой сфере. Хотя с парусным спортом, конечно, не расстался. На любительском уровне «гонялся» на чемпионатах спортобщества «Буревестник», вот уже тридцать лет участвую в крейсерских регатах. В прошлом году в составе экипажа яхты «Киви» стал победителем Экологической регаты памяти моего друга Сергея Шаповалова. Кстати, гонки крейсерских яхт вносят немалую лепту в популяризацию парусного спорта. Это ведь красивейшее зрелище - шесть десятков разноцветных спинакеров на лимане! В Украине, кроме Экологической регаты, очень популярны кубок Вадима Гетьмана в Киеве, регата на призы Героя Украины Виталия Сацкого в Запорожье, Кубок портов Черного моря и кубок Трансбункера в Одессе.
- Вашему спортивному примеру последовали сыновья...
- Для старшего Алексея, который сейчас занимается бизнесом, парусный спорт не стал профессией, хотя он знает о нем не понаслышке. А вот младший Александр живет парусом, входит в сборную Украины. Он уже становился чемпионом страны в классах «Оптимист», «Лейзер-радиал» и «Лейзер-стандарт», участвовал в отборе на Олимпиаду в Пекине.
- Сергей Михайлович, расскажите о конференции федерации парусного спорта Украины, на которой вас избрали президентом.
- В конференции в Киеве участвовали представители двенадцати регионов Украины, в которых развивается парусный спорт. Не было только кировоградцев, которые, к сожалению, пока держатся особняком. Известный яхтсмен, политик и бизнесмен Василий Гуреев, руководивший федерацией двенадцать лет, свою кандидатуру на четвертый срок не выставил. Меня выдвинули в качестве кандидата на должность президента четыре областных федерации, еще две федерации хотели видеть меня первым вице-президентом.  По итогам голосования я возглавил федерацию на ближайшие четыре года.
- Что представляет собой Федерация парусного спорта Украины?
- Это общественная организация, существующая за счет членских и стартовых взносов, рекламы, пожертвований. Одна из моих основных задач на посту президента - финансовое обеспечение работы федерации, но главная цель - популяризация парусного спорта, повышение его массовости.
Проблема номер один в украинском яхтинге - детский спорт. Многие годы во главу угла украинская федерация ставила олимпийские достижения - о развитии парусного спорта судили по победным реляциям из Пусана, Атланты, Сиднея, Афин... Детский же парусный спорт развивался в Украине не благодаря федерации, а, скорее, вопреки ей. Держался на плаву стараниями тренеров-энтузиастов, которые за гроши растили будущих чемпионов. Выживал благодаря родителям юных яхтсменов, которые давно поняли, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих, и покупали своим чадам необходимый инвентарь для занятий этим не самым дешевым видом спорта. Еще есть меценаты. В Одессе бизнесмен Сергей Пугачев купил тамошним юным яхтсменам около ста яхт «Оптимист» и десяток «Лейзеров»! В Николаеве ситуация посложнее, но родители и местные меценаты не дают пропасть...
- Вы говорили о тяжелом, а в нашей стране еще и неблагодарном тренерском хлебе.
- Проблема тренерских кадров в украинском парусном спорте существует. Оплата труда этих специалистов в Украине неадекватна их усилиям и ответственности. Мало яхтсменов после завершения карьеры остаются работать тренерами. А без них парусный спорт обречен. В России, например, тренеры получают государственные гранты, да и зарплата у них  побольше, чем у украинских коллег.  Поэтому благодарен тем, кто и сейчас не дает парусному спорту пропасть в Николаеве - тренерам Игорю Чеботареву, Павлу Калинчеву, Сергею Приймаку, Сергею Шусту, Михаилу Мосензову, Виталию Поставчуку, Леониду Шумилову...
 
- А что же государство?
- Оно детским парусным спортом особо не интересуется. Недавно, правда, за государственные деньги юные украинские спортсмены  участвовали в международных соревнованиях. Но это все же исключение из правил.
- Проясните, участник Олимпийских игр в Пекине николаевец Павел Калинчев с прошлого года уже россиянин?..
- Калинчев выступал под флагом России на прошлогоднем чемпионате мира в классе «Торнадо». Класс - открытый, и менять гражданство для участия в этих соревнованиях Павлу не требовалось. Он пока гражданин Украины.
Винить Павла в его решении гоняться за нашего северного соседа нельзя. Класс «Торнадо», в котором он выступал в Пекине, утратил олимпийский статус, и Калинчев решил перейти в «49er». В новых международных правилах изменились требования к яхтам этого класса - экипажу Калинчева для гонок нужно было покупать новое судно, новый парус, новую мачту. Но финансовой поддержки в Украине  Калинчев так и не получил.
- Кто из николаевцев, кроме Павла Калинчева и его напарника Андрея Шафранюка, мог получить олимпийскую лицензию 2008 года?
- Александр Исаков после первых гоночных дней на чемпионате мира в Австралии входил в «зону лицензии», но…  Трагедии из этого никто не делал: Александру в январе исполнился всего 21 год, он только-только вышел из юниорского возраста. Рассчитываем на Олимпиаду в Лондоне. Есть все предпосылки, что Украина получит в «Лейзере» олимпийскую лицензию. В этом классе у нас целая группа перспективных  молодых яхтсменов. Кроме Александра Исакова, это уроженец Николаева, выступающий за Киев Владимир Владимиров, еще один николаевец Алексей Каплунов, мариуполец Кудряшов, киевлянин Диденко.
- Кто еще из николаевских яхтсменов имеет виды на Лондон-2012?
- В «470» прогрессируют Юрий Журавлев и Павел Мацуев. У тренера Павла Калинчева в этом классе  подрастают два перспективных экипажа - рулевых Донцова и Кальченко. Перешла из «Оптимиста» во взрослый «Лейзер-Радиал» Юлия Бойко. Борется за путевку на юношеские Олимпийские игры в Сингапуре Сергей Ширяев. Уверен, на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро у нас будут лицензии, минимум, в трех классах яхт.
- Будем верить в светлые времена для николаевского парусного спорта.
- И я, уже как президент всеукраинской федерации, приложу все усилия, чтобы эти времена приблизить.
- Спасибо за интервью!