Сергей Тигипко: «Бизнес надо оживить»

Николаев Игорь
Комментарии:
Сергей Тигипко как кандидат в Президенты уверенно набирает популярность, о чем свидетельствуют результаты социологических исследований авторитетных компаний.
Эксперты объясняют стремительный рост рейтинга политика его активными поездками по регионам, общением с различными аудиториями граждан.
Тигипко считает, что главными приоритетами национального развития должны стать формирование сильной авторитетной системы власти и возрождение производства. Во главу угла восстановления отечественной экономики Сергей Тигипко ставит развитие малого и среднего бизнеса. О том, как превратить малое предпринимательство в двигатель отечественной экономики, и пойдет разговор с известным политиком и экономистом.

- Сергей Леонидович, почему, по вашему мнению, именно малый и средний бизнес способен реанимировать национальную экономику?
- В Украине сейчас доминирует крупный олигархический бизнес, при том, что малый и даже средний бизнес ведут жалкое существование на задворках экономики страны. Это нонсенс! В нормальной рыночной экономике именно малый бизнес является основой развития, он дает до трех четвертей ВВП, из него вырастают средние и крупные корпорации. У нас - все наоборот и даже хуже: на долю малого бизнеса приходится лишь
15-17 процентов экономики. Объясняется все просто: крупный бизнес - это те, кто сумел захватить советские промышленные активы. У них достаточно средств, чтобы подкупать чиновников и добиваться нужных решений на государственном  уровне. Все остальные игроки рынка вынуждены выживать в условиях несправедливых законов и налогов, бесконечных проверок и поборов. Безусловно, при наличии сложной и непрозрачной разрешительной системы и жесткого давления контролирующих органов развивать малый и средний бизнес невозможно.
- Существенной проблемой для малого бизнеса стало прекращение кредитования коммерческими банками. Какова ваша позиция по поводу выхода из сложившейся ситуации?
- Безусловно, малый и средний бизнес страдает от недостатка инвестиций и собственного капитала. Учитывая эти особенности, правительства развитых стран создают специализированные финансовые учреждения для обслуживания малого бизнеса. Ведь обычным банкам либо экономически невыгодно, либо законодательно невозможно обслуживать таких клиентов из-за отсутствия ликвидных залогов. Таким образом, Украине нужен государственный или полугосударственный банк, ориентированный именно на эту категорию предпринимателей. Такой банк должен предоставлять долгосрочные кредиты под невысокие проценты, возможно,  без залога и под государственные гарантии. При этом кредиты должны быть обязательно целевыми, то есть выделяться только под реализацию бизнес-проектов в тех сферах, которые государство считает приоритетными, - к примеру, в ЖКХ или в сельском хозяйстве. В таком случае предприниматель не потратит деньги не по назначению и благодаря им сможет развить свой бизнес.
- В чем вы видите возможность упрощения разрешительной процедуры для предпринимателей?
- Сейчас в Украине работает  
57 различных органов лицензирования, которые выдают разрешения на 2365 видов работ и 71 вид хозяйственной деятельности. Это какое-то торжество коррупции и  бюрократизма!   Считаю необходимым  сократить в 4-5 раз количество разрешений на право ведения хозяйственной деятельности. Ограничить до двух недель срок выдачи разрешительных документов. Необходимо утвердить известный во всем мире принцип «молчаливого согласия» - если предприниматель в установленный законом срок не получил документ разрешительного характера или официально мотивированного отказа, то считается, что он получил такое разрешение.
- Вопрос касается проверок, проводимых госорганами, как одной из ключевых проблем отечественного бизнеса. Какие изменения возможны здесь?
- Я уверен, что для нормальной работы бизнеса нужно прекратить практику тотальных проверок предприятий. Ведь они  снижают экономическую эффективность, требуют отвлечения огромного количества людей, бессмысленной бумажной волокиты. Вдумайтесь в эти цифры: украинские компании проверяются в среднем 5,5 раза в год. Причем через налоговую проверку проходит каждое второе предприятие, через проверку санэпидемстанции - каждое третье, через проверку органами охраны труда - каждое четвертое. Эта проверочная активность в большинстве случаев становится средством обогащения налоговиков, вытягивания взяток, а не защитой бюджетных интересов государства.
Надо заметить, что попытки реформ в сфере малого и среднего бизнеса делались в нашем государстве и ранее. Но все они встречали мощное сопротивление бюрократов, для которых предприятия малого и среднего бизнеса являются неисчерпаемым источником коррупционных доходов. Следовательно, нужна сильная государственная воля и власть, чтобы реализовать самые простые и очевидные меры по оживлению малого предпринимательства.
Подготовил Игорь НИКОЛАЕВ