Сергей Тигипко: ЖКХ нуждается в глубоком реформировании

Николаев Игорь
Комментарии:
В Украине система жилищно-коммунального хозяйства безнадежно убыточна, многие ее составляющие просто разваливаются на глазах, как и само жилье. Ведь основная часть жилищного фонда Украины была построена во времена СССР, и из-за постоянного недофинансирования и неэффективного управления почти все коммунальные системы оказались в катастрофическом состоянии. Потери воды, тепла и электроэнергии достигли недопустимых величин, резко возросло количество аварий и отключений. Если так пойдет и дальше, то нас ждут масштабные коммунальные катастрофы - с отключением от тепла, воды и энергии целых городов, наподобие того, что произошло несколько лет назад в Алчевске.
Самое обидное то, что нынешнюю власть такая ситуация вполне устраивает, и  что-то менять в коммунальном секторе чиновники не спешат. Кандидат в Президенты Украины Сергей Тигипко рассказал нашему корреспонденту, почему до сих пор не проведена реформа ЖКХ и какими должны быть основные ее направления.

- Сергей Леонидович, политики, говоря о причинах неудач в системе ЖКХ, сетуют на население: мол, наши люди с советских времен привыкли к неслыханной дешевизне коммунальных услуг и не готовы платить за них полную рыночную цену. Поэтому государственное субсидирование ЖКХ должно продолжаться, ведь только благодаря ему этот сектор выживает. Действительно ли это так?
- Проблема на самом деле заключается в том, что наших чиновников на местах и руководителей коммунальных предприятий, которые тоже, по сути, являются госчиновниками, вполне устраивает убыточная система ЖКХ. Она обеспечивает им монополию на коммунальные услуги и полный контроль над огромными финансовыми потоками. Доход чиновников совершенно не зависит от эффективности их работы и нормального обслуживания людей, ведь они знают, что государство всегда покроет убытки из бюджета, в который мы с вами старательно платим налоги.
- То есть, вы считаете, государственные субсидии не нужны? Но как быть?
- Я считаю, надо делать ставку на привлечение инвестиций, частного бизнеса в жилищно-коммунальный сектор. Граждане должны иметь реальную альтернативу обслуживания своей собственности, а не быть заложниками коррумпированных чиновников. Для примера приведу опыт стран бывшего соцлагеря, который я подробно изучил. В той же Польше общая экономическая ситуация в начале девяностых была похожа на нынешнюю украинскую. Так же коммунальные услуги были переданы местным властям, а те не имели ни средств на модернизацию устаревшего оборудования, ни опыта управления. Но у руководителей государства была стратегия реформы. Поляки начали со снижения государственных субсидий для ЖКХ и за пять лет полностью ликвидировали их. Так же поступили и в большинстве других стран Восточной Европы. Потому что общие субсидии были признаны главным препятствием на пути реформы. Ведь ими в равной мере пользуются и те, кто ездит на дорогих автомобилях, и те, кому не хватает на самое необходимое. После этого бизнес буквально ринулся в коммунальное хозяйство, все котельные и другие предприятия скупили. Но это не означало, что государство не контролировало процесс. Был учрежден специальный орган, который устанавливал тарифы на коммунальные услуги. Учли и интересы малоимущих - ввели адресные социальные субсидии для бедных и соответствующий социальный фонд.
- Кажется, еще с начала девяностых несколько составов правительств в Украине пытались внедрить систему кондоминиумов - обществ совладельцев многоквартирных домов. Но этого до сих пор не сделали. Как думаете, почему?
- Затормозилось все потому, что местная власть усмотрела для себя большие возможности в контроле над жилищным фондом. Эксплуатируешь жилье, значит, контролируешь все сопутствующие денежные потоки.
Я считаю, что систему создания кондоминиумов следует поддержать на государственном уровне. Тогда нам действительно удастся сделать прорыв. Городская администрация не может и не должна представлять интересы жителей каждого конкретного дома. С этим через кондоминиум вполне справятся квартиросъемщики. Они сами определят перечень и стоимость услуг, изберут председателя, который будет сотрудничать с управляющими компаниями, поставляющими коммунальные услуги. Договоры на предоставление услуг должны заключаться непосредственно с жителями дома.
- Совсем недавно правительство заявило, что намерено провести массовые внеплановые проверки обоснованности коммунальных тарифов в регионах. В случае выявления значительной разницы между себестоимостью и ценой услуг ЖКХ Кабмин через прокуратуру будет инициировать отмену соответствующих распоряжений местных властей. Эффективна ли такая мера?
- По моему мнению, таким образом правительство пытается давить на региональные администрации с целью ввести мораторий на повышение тарифов до президентских выборов. Это не более чем очередной предвыборный ход власти. Ограничением тарифов проблему неэффективности всего коммунального хозяйства не решить. Нужно переосмыслить сами принципы тарифообразования - тариф должен быть разложен на понятные составляющие, а не определяться решением местных советов или Кабмина. И главное, подчеркиваю еще раз, нужно постепенно отказаться от общих субсидий в отрасли и перейти к адресным дотациям. А высвобожденные средства направить на модернизацию сетей и оборудования.
Объективно, сейчас ЖКХ - это черная дыра экономики, где исчезают бюджетные средства, и власть в этом заинтересована. Коррупция пронизала всю систему власти - от ЖЭКа до правительства. Заставить управленческую машину работать в таком состоянии - невозможно. Эту систему нужно сломать и построить новый механизм государственного управления.
- Но стране уже обещали на Майдане пять лет назад, что все взяточники будут сидеть в тюрьмах. Ничего не изменилось, а стало, наверное, еще хуже. Уровень недоверия народа к власти, кажется, уже перешел все границы.
- Одно дело - давать пустые обещания на революционных площадях, и совсем другое - идти в политику с четким проектом развития для государства и конкретным планом реформ по каждой отрасли. Я плохой популист. Привык работать. За моей спиной - создание успешных компаний, преодоление последствий экономического кризиса 1998 года на посту вице-премьера по экономической политике, становление Нацбанка и создание современной финансовой системы. У меня есть опыт и знания, которые будут полезными для Украины. Все понимают, что власть в нынешнем виде не способна что-то изменить. Руководить страной должны профессионалы.
Интервью подготовил Игорь НИКОЛАЕВ.