«Автогражданка» будет дорожать

Комментарии:
При этом, если цена полисов повысится в среднем в полтора раза, то лимит ответственности увеличится вдвое

С нового года в Украине должны подорожать полисы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Но одновременно с этим должен повыситься и лимит ответственности по ущербу, причиненному здоровью и имуществу третьих лиц.
Соответствующее представление МТСБУ уже направило в Госфинуслуг. Суть предлагаемых изменений в том, что необходимо повысить так называемый базовый платеж, исходя из которого рассчитывается стоимость всех полисов «автогражданки». Размер базового платежа, действующего в настоящее время, был установлен еще в 2004 году и составляет 291,49 гривны. В то же время, индекс инфляции за последние пять лет составил 1,92, а поэтому для страховых компаний «автогражданка» стала убыточной.
Чтобы исправить положение, была рассчитана новая величина базового платежа, которая составляет 389 гривен. Причем, расчет этот был сделан исходя из реального соотношения стоимости страховых полисов и произведенных по ним выплат. Более того, расчеты показали, что изначально далеко не все корректирующие коэффициенты были установлены правильно, а поэтому их тоже требуется подправить.
В наибольшей степени это коснется городов-спутников Киева (такой категории ранее не существовало), где стоимость страховых полисов может возрасти в 3-5 раз. В полтора раза возрастет она и в столице, чуть меньше - в других городах с населением свыше 100 тысяч человек.
Немного возрастет стоимость полисов для автомобилей с объемом двигателя до 2 л, а вот для легковушек с моторами свыше 2 литров полисы станут дешевле. В то же время, страховка подешевеет в полтора-два раза для владельцев грузовиков и автобусов, для которых, как выяснилось, коэффициенты были неоправданно завышены.
К числу нововведений относится также повышающий коэффициент для транспорта с иностранной регистрацией, и вдвое повысится стоимость полисов «автогражданки» для тех, кто был уличен в страховом мошенничестве и кому предъявили регрессный иск.
При этом, если цена полисов повысится в среднем в полтора раза, то лимит ответственности увеличится вдвое. Более того, как рассчитали в МТСБУ, в долларовом эквиваленте величина базового платежа уменьшится, а лимит ответственности возрастет.
Отмечу, что пока это только проект предлагаемых изменений. Но есть все основания полагать, что он будет принят. Хотя и не исключено, что размер базового платежа в Госфинуслуг могут незначительно уменьшить. Тем не менее, тем, кто не имеет полиса «автогражданки» или он заканчивается вскоре после нового года, имеет смысл позаботиться о его приобретении.
Что же касается сопутствующих изменений, то одновременно должен измениться и срок выплаты возмещения. Так, если сейчас оно выплачивается не позднее, чем через месяц после подачи всех необходимых документов, то с будущего года намечено проводить выплаты не позднее, чем через три месяца с момента подачи заявления в страховую компанию. По предварительным данным, подобный подход должен ускорить выплату страхового возмещения.
А в перспективе стоимость страховых полисов будет, конечно же, расти. Но, как утверждают в МТСБУ, если будет застраховано не менее 95% участников дорожного движения, стоимость полисов может быть даже уменьшена, при одновременном росте лимита ответственности.

Предлагаемые изменения базовых платежей и лимитов ответственности

 
2005 г.
2010 г.
Базовый платеж
291,49 грн.
$ 58,29
389 грн.
$ 48,62
Лимит (имущество)
25500 грн.
$ 5100
50000 грн.
$ 6250
Лимит (жизнь и здоровье)
51000 грн.
$ 10200
100000 грн.
$ 12500

Структура и значение ныне действующих/планируемых корректирующих коэффициентов

Тип корректирующего коэффициента
Договор
1-го типа
Договор
2-го типа
Договор
3-го типа
Легковой автомобиль до 1600 см3
0,71/0,8
1,41/1,2
0,71/0,8
Легковой автомобиль 1601-2000 см3
0,94/1
1,41/1,2
0,94/1
Легковой автомобиль 2001-3000 см3
1,39/1,1
1,41/1,2
1,39/1,1
Легковой автомобиль более 3000 см3
1,41/1,2
Прицепы к легковым автомобилям
0,27
Автобусы до 20 сидячих мест (включительно)
3,04/1,65
3,58/2
3,04/1,65
Автобусы более 20 сидячих мест
3,58/2
3,58/2
3,58/2
Грузовики, г/п до 2 т (включительно)
1,68/1,14
1,86/1,27
1,68/1,14
Грузовики, г/п свыше 2 т
1,86/1,27
1,86/1,27
1,86/1,27
Прицепы у грузовым автомобилям
0,57
Мотоциклы и мотороллеры до 300 см3
0,27
0,54
0,27
Мотоциклы и мотороллеры свыше 300 см3
0,54
г. Киев
1,5-1,8/2,4-2,9
1,5-1,8/2,4-2,9
1,5-1,8/2,4-2,9
Города-спутники Киева: Борисполь, Борордянка, Боярка, Бровары, Васильков, Вышгород, Вишневое, Ирпень, Обухов
– /2,2-2,6
– /2,4-2,9
– /2,2-2,6
Города с населением свыше 1 млн. жителей
1,2-1,5/1,4-1,7
1,5-1,8/2,4-2,9
1,2-1,5/1,4-1,7
Города с населением 0,5-1 млн. жителей
1-1,2/1,2-1,5
1,5-1,8/2,4-2,9
1-1,2/1,2-1,5
Города с населением 100-500 тысяч жителей
0,8-1/1-1,12
1,5-1,8/2,4-2,9
0,8-1/1-1,12
Населенные пункты с населением менее 100 тысяч жителей
0,5-0,8
1,5-1,8/2,4-2,9
0,5-0,8
Транспорт с иностранной регистрацией
– /1,2-1,5
– /1,2-1,5
Автомобиль, используемый физическим лицом (кроме такси, грузовиков и автобусов)
1,1-1,2/1
Автомобиль, используемый юридическим лицом (кроме такси, грузовиков и автобусов)
1/1,2
1,1-1,2/1.2
1/1,2
Легковой автомобиль или автобус до 20 мест, используемые в качестве маршрутного такси
– /1,4
Водительский стаж до 1 года
1,2-1,5/2
1,2-1,5/1,6-2
1,2-1,5/1,6-2
Водительский стаж 1-3 года
1,2-1,5/2
1-1,1/1,4-1,7
1-1,1/1,4-1,7
Водительский стаж от 3 до 10 лет
1,2-1,5/1,4
1/1-1,2
1/1-1,2
Водительский стаж свыше 10 лет
1,2-1,5/1,4
0,9-1/0,8-1
0,9-1/0,8-1
Юридические лица
– /1,4
– /1,4
В договоре указаны 2 водителя
1-1,1/1,3-1,6
В договоре указаны 3-5 водителей
1,2-1,4/1,4-1,7
Обвинение в страховом мошенничестве или предъявление регрессного иска
– /2

По информации МТСБУ, за 9 месяцев нынешнего года в Украине было продано 4898387 полисов «автогражданки», и сейчас этим видом страхования охвачено около 60 процентов автовладельцев. Впрочем, точную долю застрахованных установить невозможно, ведь до сих пор неизвестно, сколько в Украине имеется транспортных средств. Но и наличие такой информации не могло бы дать точную картину, так как считается, что у нас эксплуатируется только около
70% имеющегося подвижного состава.

Владимир ШЛЯХОВОЙ, журналист