Срыв «иранского» контракта «НИБУЛОНа» может серьезно подорвать зерновой имидж Украины

Комментарии:
Терпение судна Preventer
В Николаеве разгорелся очередной конфликт, в котором министерство транспорта и связи и Николаевский морской торговый порт противостоят предприятию
«НИБУЛОН». Речь идет об отказе в проходе судна Preventer класса Panamax по Бугско-Днепровскому лиманскому каналу к причалу нибулоновского терминала. Тут его еще 13 октября должны были начать загружать ячменем для иранского заказчика. Министерство транспорта и связи в своем сообщении заявило, что заход судна Preventer к причалу «НИБУЛОНа» является неоправданно рискованным и может привести к возникновению аварийной ситуации. «Бумажная война» длится уже месяц, «НИБУЛОН» несет значительные финансовые потери...
На днях начальник Николаевского морского торгового порта Василий Капацына и капитан порта Павел Рябчиков изложили на пресс-конференции свою версию событий. По словам Рябчикова, причина отказа в проводке Preventer вызвана тем, что судно имеет длину 227 метров и ширину 32,2 метра, а из-за того, что дноуглубительные работы на первом колене акватории порта «Николаев» не проводились уже четверть века, реальная ширина отдельных участков этого колена на изобатах 9,2 метра достигает только 48-50 метров (при паспортной характеристике 80 метров). Между тем, для проводки судна с такими габаритами ширина подходного канала должна составлять не меньше ста метров.
Как отметил капитан порта, при хороших погодных условиях и с опытными лоцманами такое судно можно довести к причалу морского торгового порта, но не далее. Поскольку, как утверждает Василий Капацына, на одном из поворотов судно либо сядет на мель, либо получит повреждение.
«НИБУЛОН» не стал отмалчиваться. Пресс-служба предприятия распространила заявление, в котором указано, что запрет на заход судна - безосновательный и является следствием предвзятого отношения порта и минтранссвязи к «НИБУЛОНу».
«Распространенное 23 октября минтранссвязи сообщение о запрете на заход судна Preventer свидетельствует, что и. о. министра транспорта и связи Украины Василий Шевченко, начальник ГП «Николаевский морской торговый порт» Василий Капацына и капитан порта Павел Рябчиков тем самым пытаются уйти от ответственности за срыв международного контракта по поставке в Иран
60 тысяч тонн ячменя. Срыв этого контракта серьезно подорвет имидж Украины как надежного торгового партнера, а также приведет к необходимости уплаты «Нибулоном» штрафных санкций в размере 1,1 миллиона долларов и потере госпредприятиями морского транспорта около 300 тысяч долларов портовых сборов. Учитывая такие возможные последствия от неправомерных действий порта и минтранссвязи, «Нибулон» вынужденно обратился к Президенту Украины Виктору Ющенко и правоохранительным органам с просьбой провести проверку и привлечь виновных к ответственности», - сказано в заявлении пресс-службы «НИБУЛОНа».
Вот еще одна выдержка из этого заявления: «При принятии решения о допустимости захода судна необходимо также опираться на многолетнюю устоявшуюся морскую практику. Согласно ей, к причалу «Нибулона» неоднократно безопасно и беспрепятственно проходили и швартовались суда длиной более 170 метров. Начиная с 2003 года, таких случаев успешной загрузки судов было несколько сотен, в том числе судов, подобных Preventer - два. В 2008 году были загружены два судна - M.Faruk длиной 224,9 метра, а также Handy V длиной 225 метров. Никаких аварийных ситуаций не было».
В тот же день, когда состоялась пресс-конференция Капацыны и Рябчикова, журналисты получили информацию от заместителя генерального директора по торговле ООО СП «НИБУЛОН» Андрея Вадатурского и начальника отдела исполнения договоров «НИБУЛОНа» Дмитрия Вазанова.
Они разъяснили, почему компания «НИБУЛОН» считает аргументы руководителей порта несостоятельными. Андрей Вадатурский уверен, что в основе конфликта лежит нежелание допустить судно Preventer к нибулоновскому причалу. И будет достигнута  цель - нанесение предприятию, которым руководит Герой Украины Алексей Вадатурский, экономического ущерба. Для этого НМТП подыскивает различные надуманные предлоги.
Итак, изначально капитан порта Рябчиков отказал «НИБУЛОНу» в проходе судна Preventer, основываясь на данных паспорта акватории, составленного предприятием «ЧерноморНИИпроект» в 2005 году. Согласно этому паспорту, максимальная длина судна, которое может пройти к причалу «НИБУЛОНа», составляет 170 метров. Но есть важный нюанс - этот паспорт не признан Регистром судоходства Украины, который осуществляет технический надзор и проводит классификацию морских и речных торговых судов в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Украины и Законом Украины «О транспорте».
Существует легитимный паспорт акватории. Его в 2007 году разработало ООО «Научно-производственное предприятие «Гидротехника», которое имеет государственную лицензию на проведение таких работ. Именно этот паспорт внесен в Регистр судоходства Украины и является, подчеркиваем, единственным легальным документом, регламентирующим параметры судов, имеющих право проходить к причалу «НИБУЛОНа». Так вот, в этом паспорте указано, что акватория у причала «НИБУЛОНа» может принимать суда типа СН-70 длиной 225 метров и шириной 32,25 метра!
Кстати, предприятие «Дельта-лоцман» в своем заключении подтвердило, что проводка судна Preventer к причалу «НИБУЛОНа» при соблюдении ряда условий возможна. И «НИБУЛОН», по словам Дмитрия Вазанова, эти условия выполнить готов.
Но вернемся к паспортам. Порт утверждает, что паспорт, выданный «Гидротехникой», недействителен без визы «ЧерноморНИИпроекта». Но этот аргумент опроверг сам… «ЧерноморНИИпроект». В письме «НИБУЛОНу» институт разъяснил, что обязан визировать паспорта акваторий только государственных портов. Но «НИБУЛОН» таковым не является! Поэтому паспорт от «Гидротехники» не нуждается ни в каких согласованиях.
Исходя из вышеизложенного, капитан порта Рябчиков был обязан соблюдать нормы, зафиксированные в паспорте «Гидротехники», и разрешить заход судна Preventer к причалу «НИБУЛОНа».
Когда «паспортный» аргумент порта потерпел крушение, НМТП выдвинул второй. Две недели назад неожиданно выяснилось, что глубина первого колена канала БДЛК составляет 9,2 метра не на паспортных 80 метрах ширины, а всего лишь на 48 метрах. Как отметил Андрей Вадатурский, это означает, что за год, минувший со дня передачи канала от Днепро-Бугского морского торгового порта на баланс НМТП, его глубоководная часть по ширине уменьшилась… почти вдвое! Остается вопрос, почему это выяснилось только сейчас, ведь в противном случае информацию об изменениях характеристик канала во избежание аварийных ситуаций было необходимо опубликовать в «Извещениях мореплавателям» - официальном периодическом издании, предназначенном для своевременного оповещения мореплавателей об изменениях навигационной обстановки и режима плавания в морском регионе Украины.
По словам Андрея Вадатурского, вызывает удивление один факт. Отказ в заходе судна датирован 2 октября, а замеры глубины первого колена были сделаны…
18 октября. Подозрительная хронология.
Далее события развивались так. Капитан порта предложил
«НИБУЛОНу» «выход» из ситуации: загрузить Preventer на причалах НМТП. Однако, по подсчетам специалистов «НИБУЛОНа», загрузка с причала морпорта обойдется предприятию в миллион долларов!
По словам Андрея Вадатурского, к этому миллиону нужно приплюсовать перевозку ячменя автотранспортом на большое расстояние, потерю времени, поскольку в порту могут отгружать 3-4 тысячи тонн в сутки (партия, напомним, составляет 60 тысяч тонн), да еще оплату за простой судна. Поэтому, резюмировал Вадатурский, загрузка в порту бессмысленна, с такой же экономической «выгодой» зерно в Иран можно отправлять мешками в вагонах.
Кстати, за день простоя судна на рейде «НИБУЛОН» должен судовладельцам 45 тысяч долларов. С момента «включения счетчика» прошло три недели…  
Этот конфликт может иметь для «НИБУЛОНа» и имиджа Украины как зерновой державы ряд нежелательных последствий. Во-первых, предприятие прекратило закупку ячменя, поскольку зернохранилища нибулоновского терминала заполнены этой зерновой культурой. Как следствие, сто вагонов с зерном «НИБУЛОНа» скопились у терминала компании. «Укрзалізниця» грозит запретить «НИБУЛОНу» железнодорожные перевозки в качестве наказания за простой вагонов.
Могут пострадать и сельхозтоваропроизводители. Срыв поставки значительной экспортной партии зерна может дестабилизировать ситуацию на украинском зерновом рынке.
И еще один фактор. Из-за того, что купола терминала под завязку забиты ячменем, срывается не только иранский контракт (а зайти на рынок Ирана было очень непросто!), но и несколько других. В том числе - на поставку продовольственной пшеницы в Бангладеш и, что особенно неприятно, в рамках продовольственной программы ООН - 21 тысячу тонн зерна для помощи Эфиопии. Украина по своей вине может лишиться участия в этой престижной программе, получив пробоину в своем имидже.
- А пока владелец судна Preventer терпеливо ждет, понимая, что такая ситуация, увы, типична для Украины - сказал Андрей Вадатурский. - Кстати, год назад мы загрузили практически такое же судно на Иран. Оно прошло к причалу «НИБУЛОНа» и покинуло его без проблем...