Бриллианты для «училки»

Комментарии:
Об отработанной годами «формуле» родительских школьных взносов
Суммы добровольных взносов, давно ставших принудительными, зависят от аппетитов педагогов. На днях 10-летняя дочь моей подруги вернулась из школы вся в слезах: ребенка обидела учительница, отругав у доски за «неуважительное отношение родителей к школе»: мол, папа и мама уже второй месяц подряд не платят в фонд учреждения. «Завтра - последний день! Смотри не забудь!» - предупредила классный руководитель. А когда расстроенная девочка хотела записать нужную сумму в дневник, делать это учительница строго запретила. Растерянная родительница побежала в школу, там намекнули: будете белой вороной - ищите другое учреждение! Подобные ситуации скорее норма, чем исключение. А на самом деле, обязаны ли родители платить за бесплатное образование своих детей, и что делать, если в государственной школе требуют немалые деньги, да еще и психологически давят на ребенка?
Педагогический рэкет
Почему большинство родителей не любят ходить на школьные собрания? Ответ простой: как правило, такие тусовки состоят из двух частей - «разбора полетов» по успеваемости и выбивания денег. Причем второй пункт в некоторых заведениях намного важнее первого. «Вожу ребенка в обычную школу, - рассказывает мама семиклассника Васи. - Но у нас поборы вообще заоблачные! На каждом собрании разговоры только о деньгах, об учебе педагог говорит лишь вскользь - как о чем-то второстепенном…»
И если в одних школах корректно просят «помочь по возможности», в других давно никто не стесняется и не сдерживает свои аппетиты. Так что на плечи родителей (между прочим, с очень разными финансовыми возможностями) ложатся все мыслимые и немыслимые расходы. А те давно привыкли, воспринимая школьное вымогательство как должное.
Родителей заставляют оплачивать не только ремонты-учебники, дополнительные уроки и факультативы, но и испытание на детях новых учебных программ! А еще нужно отстегивать денежки на новую мебель, дубовые двери в кабинеты, телевизоры и dvd в учительскую или кабинет директора, оплачивать работу охранника и уборщицы, делать недешевые подарки дорогим нашим педагогам. И если аргумент «на развитие учреждения» не срабатывает, учителя подают это под соусом «это же для вашего ребенка!» Можете не сомневаться, действует почти безотказно. «Мы платим по 75 грн. ежемесячно, - говорит Марина Шевченко, мама пятиклассника Сережи. - Эта сумма уходит на фонд класса, охрану и два дополнительных урока. И на подарки учителям по 50 грн. скидываемся».
В каждой школе - своя, отработанная годами «формула» родительских взносов. И спорить с этим - себе дороже. «Только официально - по платежке - мы ежемесячно платим 80 грн. «безвозвратной финансовой помощи», - рассказывает Виктор, отец первоклассника. - Плюс питание. Сдали на новую мебель по 300 грн., потом на обновление электричества.»
Чем старше класс, тем крупнее купюры. «На День учителя классная руководительница заказала золотое колечко с маленьким бриллиантом - в память о нашем классе, - поведала Любовь, мать выпускницы. - Подарок обошелся в 3 тысячи грн., поэтому каждому пришлось сдать почти по сотне. А в прошлом году на свой день рождения учительница заказала нам… дорогое нижнее белье.
Схемы «влияния»
Подобные взносы (даже в размере одной гривны!) должны быть добровольными, хотя часто выглядят как добровольно-принудительные. А с родителями, которые имеют наглость сопротивляться «системе», в ход идут отдельные методы работы. Причем схемы влияния на взрослых просты. Вот пример. «С нас требовали по 200 грн. в месяц, но на одном из собраний решили не платить всем классом, - рассказывает Елена. - Так директор поедом ела нашу учительницу: мол, плохо работает с родителями. Она платила из своего кармана, а потом сказала нам на собрании. Пришлось сбрасываться уже якобы ей, ведь человек зарплату отдал в фонд школы».
Самый результативный способ - действовать через ребенка. Так, «недоплатившим» школьникам занижают оценки, пока родители не бросятся выяснять причины неуспеваемости и не принесут деньги. «Мою дочь постоянно угнетали морально, стыдили перед классом: мол, они хорошие, а ты плохая, потому что мы в тебя душу вкладываем, а твои родители этого не ценят», - говорит Мария, мать 10-классницы Ирины.
По совести?
Но действительно ли нашим школам так не хватает средств, и обязаны ли родители сдавать деньги? За разъяснением мы обратились в минобразования. «Это они решают сами, - заверили в ведомстве. - Если у родителей нет такого желания, никто не вправе их заставлять платить. Государство, по ст. 53 Конституции Украины, «обеспечивает доступное и бесплатное общее среднее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях». Об этом же говорит и ст. 2 Закона Украины «Об образовании». А в соответствии с Законом «О благотворительности», родители по желанию могут вносить на счет учебного заведения благотворительные взносы, которыми распоряжаются исключительно они же, а не администрация школы или педколлектив. Причем родители могут потребовать от руководства школы документальный отчет, на что именно потрачены их деньги». А чтобы у педагогов снова не возникло соблазна, МОН еще в начале учебного года направило письма в облуправления образования с предупреждением о недопустимости сбора денег работниками учебных заведений - это считается взяточничеством. Но если вас в школах таки прессуют, не бойтесь обращаться в управления образования.
Директора не отрицают, что деньги от пап и мам все же поступают. Но у педагогов руки чисты - средства собирают через родительские комитеты.
Кстати, правительство (мол, как выход из ситуации) предложило создать в каждом учебном заведении отдельный расчетный счет - и для бюджетных средств, и для благотворительных взносов. Педагоги считают это правильным, потому что школа будет самостоятельно распоряжаться средствами, которые поступают из бюджета, от аренды школьных помещений, от спонсоров. Это значительно облегчит работу, ведь на месте виднее, что необходимо в первую очередь сделать в школе, а что еще может подождать. Директора в один голос заявляют, что проблема будет лишь с технической стороной вопроса, поскольку нужно организовать работу бухгалтера. Возможно, более строгий учет денег и будет выходом. Но не станут ли теперь неофициальные поборы официальными, а добровольные взносы - еще более принудительными?
Если разобраться
В Украине, по данным МОН, пять школ государственной, а остальные - коммунальной формы собственности. Первые финансируются из государственного, а вторые - из городского бюджета. Средствами распоряжаются местные управления образования - они распределяют, сколько денег нужно на зарплату педагогов, ремонт помещений, на приобретение инвентаря, замену книг и методлитературы. По какой схеме распределяются бюджетные деньги? Сия тайна оказалась почему-то за семью печатями. В профильном министерстве заверили, что финансирование зависит от потребностей конкретной школы. Но ни в школах, ни в областных образовательных главках ни одну из схем распределения денег так и не смогли толком обрисовать. Но нам по своим каналам удалось выяснить, что определенная формула, как мы и предполагали, все же существует: госсредства по ней поступают в районы, уже там распределяются на разные статьи расходов, каждая из которых имеет свой код. А уже райадминистрации добавляют недостающие средства. Причем в полном объеме финансируются только «защищенные» статьи: зарплата и коммунальные услуги. А остальные расходы зависят от возможностей поступлений в бюджет, что и создает почву для того, чтобы «доить» родительские кошельки.

Инна Ковалив, журналистка