Сергей Тигипко: Пора вывести чернозем с черного рынка

Комментарии:
Почему Украина, которая располагает третьей частью мировых запасов черноземов, покупает за рубежом огромные количества мяса и сахара, а порой даже зерно?
Да потому что пашня у нас до сих пор не имеет полноправного хозяина. Так считает 49-летний политик и экономист Сергей Тигипко. Он намерен участвовать в борьбе за пост Президента Украины на выборах в январе будущего года. В беседе с нашим корреспондентом Сергей Тигипко высказал свое отношение к «вечному и проклятому земельному вопросу».   

- Пятнадцать лет назад в Украине была начата приватизация сельхозземли,  десять лет назад ликвидированы колхозы. Восемь лет назад - в 2001 году, принят Земельный кодекс, закрепляющий статус земли как частной собственности. Однако с момента принятия Кодекса и до сих пор действует мораторий, запрещающий торговлю землей сельхозназначения. Будет ли вообще в нашей стране земельный рынок?
- Он уже есть. Ведь не менее
85 процентов земель сельхозназначения переданы в частную собственность. И, несмотря на мораторий, эта земля фактически находится в рыночном обороте, только рынок этот - неполноценный и криминализованный.
С тех пор, как у селян появились сертификаты на право собственности на землю, они продавались и продаются. Чем, как не продажей, можно считать, например, жестко прописанный договор аренды на 30-49 лет с выплатой арендной платы наперед? Сельскохозяйственную землю застройщики и спекулянты покупают и напрямую, меняя ее целевое назначение по схеме «товарное сельхозпроизводство» - «личное сельское хозяйство» - «под застройку». Меняют, конечно, за взятки. Сегодня цена гектара у нас составляет $300-600. Тут стоит напомнить, что в Польше после отмены моратория цена гектара выросла в 14 раз - с $250 до $3,6 тысячи за гектар.   
Что даст стране и селянам полноценный земельный рынок? Давайте перечислим. Стоимость
40 млн. гектаров украинской пашни составляет не менее $200 млрд. Это громадный капитал. Понятно, что он будет введен в полноценный рынок далеко не весь и далеко не сразу. Но оборот даже малой части этого капитала обеспечит бюджету большие налоговые поступления. Нынешние владельцы паев будут получать рыночную арендную плату, а не зависеть от произвола арендаторов. А при продаже они выручат за землю в пять-шесть раз больше, чем сегодня.
- Но селяне боятся, что их опять обманут…
- Безусловно, появление земельного рынка без должного законодательного обеспечения принесет больше вреда, чем пользы. Только после составления полной карты собственников земли, создания прозрачных механизмов ее продажи и введения необходимых ограничителей в стране может появиться эффективный рынок. У нас до сих пор нет четкого, на местности и на картах, разделения земель коммунальной, государственной, частной собственности. А ведь земля, не имеющая конкретного собственника - мертвый, неработающий капитал, источник конфликтов и коррупции.
Необходимо определить цену, ниже которой сельхозземля продаваться не может. Это защитит интересы продавцов-владельцев паев, осложнит спекулятивные операции и исключит существенное занижение цены сделок с целью уклонения от налогов. Поскольку земля - ресурс стратегический, на ее оборот в интересах государства и общества должны быть наложены определенные лимиты. Во-первых, надо ограничить размеры продаваемых или отдаваемых на длительный срок в аренду одному человеку или компании участков. Такие ограничения - от 50 до нескольких тысяч гектаров - действуют в большинстве стран. А во-вторых, государство должно иметь законодательно закрепленное право выкупа земли по цене продажи.
- И кто это все гарантирует?
- Центральным элементом рыночной инфраструктуры должен стать Земельный (ипотечный) банк.  Это учреждение будет государственным агентом на рынке земли, на первых порах через него вообще можно проводить все сделки купли-продажи. Земельный банк будет заниматься монопольным выкупом залоговой земли у комбанков с последующей продажей ее через аукционы новым владельцам, а также выполнять функции банка второго уровня при льготном кредитовании предприятий АПК. Кроме того, уже сейчас такой банк мог бы заняться операциями с правом долгосрочной аренды на землю.
Земельную реформу провели все страны Восточной Европы и Прибалтики, у которых были такие же стартовые условия, как у нашей страны. Все они получили эффективный, конкурентоспособный, динамично растущий аграрный сектор. Даже Россия продвинулась гораздо дальше Украины. Почему же нам не удается провести очевидные действия, правильность которых подтверждена всей мировой практикой? Да потому, что за время, пока власть колебалась между социальным популизмом и здравым смыслом, в стране сформировался огромный теневой рынок земли и целый класс людей, которые получают свою прибыль с каждой транзакции на этом рынке. Многие главы местных советов сколотили завидные состояния, работая в связке с земельными спекулянтами. Но, заметьте, крайне редко дело доходит до суда и практически никогда - до вынесения приговора. Это говорит о том, что теневыми деньгами пропитана вся система власти - от органов самоуправления до судов. Навести в этом хозяйстве порядок может только сильная и консолидированная государственная власть.
Беседу вел Игорь НИКОЛАЕВ