Новые манипулятивные технологии: социологи на службе политиков

Комментарии:
Чем ближе к выборам, тем более фантастические рейтинги кандидатов можно увидеть в публикуемых данных социологических исследований.
Как обычно, под выборы появляется масса социологических компаний, буквально атакующих избирателя результатами своих изысканий. На данный момент можно достаточно четко определить основную тональность «выбрасываемых» в СМИ данных. В результате просмотра различных рейтингов даже у неспециалиста в социологии создается устойчивое впечатление, что  реальных претендентов на победу всего двое - Виктор Янукович и Юлия Тимошенко. Другой альтернативы нет. Поэтому всем и каждому предлагается сделать свой выбор именно из этих кандидатов.
Случайно ли появление подобных данных? Безусловно, нет. Социология в Украине давно превратилась в инструмент предвыборной борьбы и вошла в арсенал агитационно-пропагандистских средств. Это видно по результатам опросов, которые зависят исключительно от политической ангажированности того или иного исследовательского центра. Так, например, по результатам исследования Национального института стратегических исследований при Президенте Украины, в сентябре рейтинг Виктора Ющенко составил 7,4%, в то время как, по результатам исследований других социологических компаний, он находится в границах статистической погрешности и колеблется в пределах от 2 до 3 процентов.
Очевидно, что фирмы, инкорпорированные в предвыборные штабы, будут делать все возможное, чтобы показать укрепление позиций именно своего кандидата. Даже при отсутствии реального роста можно заставить население поверить в лидерство того или иного - путем занижения рейтингов оппонентов. В этом свете вполне понятным становится появление данных, из которых следует, что Юлия Тимошенко, «железно» выходит во второй тур вместе с Виктором Януковичем, а Арсений Яценюк никоим образом в него не попадает.
Последний пример подобного исследования - это данные, представленные компанией «Социс», по которым рейтинг Тимошенко за последние два месяца якобы вырос, Яценюка - существенно снизился. Похожие данные недавно опубликовала и компания «TNS Украина». Напомним, что директором обеих компаний является один и тот же человек - Николай Чурилов. Удивляет то, что «Социс» после скандала с противоречивыми результатами экзит-пула на выборах президента в 2004 году и явной симпатии к Януковичу, теперь, очевидно, сотрудничает с его основным конкурентом…
Становится очевидным тот факт, что основной задачей компаний и социологических служб, которые работают фактически в рамках серьезной политической стратегии, определенной Партией регионов и БЮТ, является  имитация борьбы на президентских выборах: Востока против Запада, демократии против тоталитаризма и т. д. Цель данного действа проста: после победы одной из сторон разделить власть в стране на двоих.
Соответственно, основная задача псевдосоциологии - убедить избирателя в фактической безальтернативности выборов. Для этого следует в первую очередь устранить основного возможного конкурента (по выходу во второй тур) - Арсения Яценюка.
По сути, политическое уничтожение Яценюка путем нивелирования его рейтинга до уровня непроходного - это, очевидно,  один из приоритетов Юлии Тимошенко, так как:
- во-первых, Виктор Янукович лидирует в гонке и вряд ли опасается конкуренции при выходе во второй тур;
- во-вторых, Арсений Яценюк и Юлия Тимошенко сражаются за избирателя на одном электоральном поле, особенно в западных и центральных регионах Украины.
Поэтому совершенно логично в данном контексте звучат слова Юлии Владимировны, опубликованные в интернет-изданиях со ссылкой на Виталия Мороза, аналитика общественного форума «Наш город»: «Нужно в срочном порядке подготовить нужный
соцопрос и показать всем, что рейтинг Яценюка упал ниже плинтуса. Не важно, кто это озвучит, - важно всем это подхватить и объяснять, что у Яценюка не может быть серьезной поддержки населения и все предыдущие соцопросы им куплены за деньги Фирташа».
Скандал в прямом эфире с участием премьер-министра в программе Савика Шустера на телеканале «Украина» 24 сентября показал, что договоренности о взаимодействии между ПР и БЮТ есть.
Несмотря ни на что, многие доверяют данным социологических исследований и часто именно на их основе делают свой выбор в пользу того или иного кандидата. Поэтому такой метод, как публикация социологических данных, будет и дальше использоваться в жесткой конкурентной борьбе за президентское кресло.

Юрий Гаврилечко, эксперт Фонда общественной безопасности