Пропало все! Яценюк портит картину Юлии Тимошенко

Комментарии:
Исход выборов зависит от того, что будет делать сам Яценюк и как «проблему Яценюка» будут решать его оппоненты

Выбрать из двух зол меньшее всегда проще. Впервые предвыборный сценарий для украинцев усложняется - на сцене тройка.
Причем кто бы ни стал президентом, его 51% будет складываться не только из своего собственного ядерного электората, но и электората хотя бы еще одного другого претендента. Также у каждого есть задача завоевать как можно большее количество неопределившихся избирателей.
По действиям основных игроков уже сегодня можно судить о многом.


Заклятые друзья
Виктор Янукович ведет вполне прогнозируемую кампанию. Ряд обстоятельств содействуют его спокойствию. Януковичу сам Бог велел ничего не делать, ожидая на берегу реки, пока мимо проплывут «трупы» его оранжевых оппонентов. Его позиция: «Ну що, добалакалися?..»
Совсем в другой ситуации Тимошенко. Несмотря на пост и возможность использовать служебное положение, чтобы раздавать предвыборные подачки из бюджета, ситуация у нее непростая. И дело даже не в том, что на дворе кризис, с которым ее правительство не в состоянии справиться. Главная проблема Тимошенко в том, что она, хочет того или нет, является «оранжевой». Она стояла на Майдане, она обнималась с Ющенко.
Тимошенко может рассчитывать только на «оранжевый» электорат, и то не на весь.
«Оранжевый» лагерь расколот. Кстати, это еще одна причина спокойствия Януковича, партия которого тоже неоднородна, но сор из избы в ПР выносят редко.
Поэтому стратегия Тимошенко состоит в следующем. Конъюнктурная кампания: на западе страны она говорит одно, на востоке - другое, надеясь понравиться всем. Второе - упразднение общенародных президентских выборов. Видимо, понимая, что президентское кресло ей не светит, Тимошенко решила максимально ограничить полномочия этого поста с помощью специально созданной под это дело «широкой коалиции» с ПР. Тимошенко удалось сколотить в лагере противников «пятую колонну», которая открыто поддерживала «мегакоалицию».
Видимо, Янукович понял, чем это грозит его рейтингу, и в последний момент «спрыгнул с уходящего поезда». Но вряд ли настойчивая леди оставит свои попытки.

Фактор Яценюка
Богатый, но не олигарх. Имеет опыт управления, но к поражениям последних лет не причастен. Рейтинг Яценюка с самого старта равнялся 10%. Это те люди, которые готовы голосовать уже только за новое лицо в украинской политике. Так что исход выборов зависит от того, что будет делать сам Арсений Яценюк и как «проблему Яценюка» будут решать его оппоненты.
Для Тимошенко Яценюк - смерти подобен. Именно ее электорат он забрал с самого начала.
Ее стратегия по отношению к Яценюку укладывается в три направления. Первое - представить его как «оранжевого» наследника Ющенко. Второе - представить его как еврея (уже очевидно, что инцидент с участием Ратушняка был провокацией, а заинтересованность в этом конфликте Тимошенко подтверждают проявившиеся в скандале политические фигуры). Третье - представить Яценюка техническим кандидатом (Ющенко или Януковича).
Но ее усилия были безрезультатными. Оказалось не столь уж важно - «еврей» Яценюк (хоть это и не так) или «украинец» (как это есть на самом деле). Важнее то, что он единственный из претендентов опубликовал программные положения («4 цели»). Люди оценили заявку на долгосрочную программу развития, в том числе и на западе страны. Согласно данным компании Research & Branding Group, в августе рейтинг Яценюка оставался стабильным на уровне 14% (Янукович - 26%, Тимошенко - 17%). При этом деятельность Яценюка воспринимается наименее негативно по сравнению с другими кандидатами. Так, в целом негативно деятельность Виктора Януковича воспринимают 48%, деятельность Юлии Тимошенко - 60%, а Арсения Яценюка - всего 41% избирателей.

Киндер-сюрприз
Специалисты Украинского института социальных исследований им. А. Яременко утверждают, что такой порядок кандидатов, когда на первом месте Янукович, на втором - Тимошенко, а на третьем Яценюк, может измениться. Это произойдет, прежде всего, за счет роста рейтинга Арсения Яценюка, поскольку уже сейчас разрыв между ним и Тимошенко находится только в пределах статистической погрешности.
Для лидера Партии регионов Арсений Яценюк - выгодный публичный партнер, с которым даже договариваться необязательно, так как молодой политик и так доставляет Тимошенко немало хлопот, значительно ограничивая ее возможности в предстоящей президентской кампании. С ростом электоральной поддержки растут и шансы Арсения Яценюка переиграть Тимошенко и выйти во второй тур.
Растущую силу Яценюк продемонстрировал своей рекламной кампанией и активностью, которая заставила экспертов говорить о том, что «ФРОНТ ПЕРЕМЕН» перерос «общественное движение», а на его базе, по сути, уже действует партия. Намеренно провокационная рекламная кампания «ФРОНТА ПЕРЕМЕН» многим не нравится. Но понравиться всем и каждому, вероятно, и не было задачей. Задачей было донести до людей программные цели, заявить о рождении новой политической силы, продемонстрировать сторонникам ее масштаб.
Исследователи подтверждают успех «полосатой» рекламной кампании. По результатам августовского опроса, проведенного компанией R&B Group, Арсений Яценюк является безусловным фаворитом по эффективности рекламной кампании, поскольку 35,3% украинцев видели и знают его рекламу. В то же время, с рекламой премьер-министра Украины Юлии Тимошенко знакомы 6% украинцев, а с наружной рекламой лидера Партии регионов Виктора Януковича - только 4,6%. Хотя по объемам размещения они не уступают Яценюку.
Так что исход предстоящих выборов не предрешен. Появление третьего кандидата дает надежду, что во время президентской кампании нас ждут сюрпризы, а после нее - большие перемены в украинской политике.
По материалам журнала «Профиль», №35, сентябрь 2009