Не успели автодилеры нарадоваться отмене 13-процентной таможенной надбавки на импорт, как Верховная Рада планирует их огорчить 10-процентным «внутренним сбором»

Комментарии:
Сбор пошлины не слаще. Или как обманули ВТО
1 сентября группа народных депутатов зарегистрировала законопроект, согласно которому с импортных автомобилей, мяса и мясопродуктов будет взиматься временный внутренний сбор. Таким образом парламентарии, по сути, обошли требования ВТО: 13-процентную надбавку (по настоянию этой организации) отменили, но вместо нее ввели новую. Авторы законопроекта хвастаются: мол, документ выписан строго в соответствии с нормами ВТО, так что комар носа не подточит. Однако Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) располагает иными данными.
- Авторы законопроекта утверждают, что согласовали это мероприятие с ВТО, но наша ассоциация созванивалась с Женевой (штаб-квартирой ВТО) - там никто ничего об этом не слышал, - рассказал «Газете по-киевски» глава ВААИД Олег Назаренко. - Кроме того, хотя в документе на сайте Рады указана величина сбора 10 процентов, по моим данным, она составит 15 процентов.
Согласно требованиям ВТО, до вступления в силу подобного закона должно пройти 3-6 месяцев, чтобы предприниматели успели адаптироваться. Но автоимпортеры уверены: депутаты постараются ввести его в действие с момента публикации. И в период, когда
13-процентная надбавка уже перестанет действовать, а 15-процентный сбор еще не начнут взимать, импортеры постараются ввезти в страну максимум товара.
- Импортер не станет платить сбор со своего кармана: он или закроется, или возьмет его с покупателя, - считает Назаренко. - Если мы отобьемся от нового сбора, цены на автомобили для украинского потребителя будут зависеть лишь от колебаний валют и политики производителей, в противном случае машины автоматически подорожают на 15 процентов. При этом могут вырасти в цене и «Славуты» - раз все дорожает, почему бы не подзаработать и «Укравто»?
Инициатор введения внутреннего сбора, глава комитета Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терехин утверждает обратное: по его словам, главная идея сбора - субсидия на удешевление товаров, продающихся в Украине.
- В новом законопроекте объясняется, что его принятие поспособствует снижению цен на автомобили и мясопродукты, - пояснил «Газете по-киевски» сам Терехин. - Деньги от сбора поступят в спецфонд бюджета, а оттуда будут направлены в виде дотаций отечественным производителям автомашин и мяса. И мы проконтролируем, чтобы за их счет цены на эти товары для физлиц и бюджетных организаций снизились.
Чтобы реально поддержать отечественное автомобилестроение, нужно предоставить ему беспроцентные кредиты на покупку нового оборудования, тогда промышленники начнут делать автомобили качественно, считает Олег Назаренко. А вот «драконовский» сбор может вынудить автоимпортеров уйти в своеобразное подполье.
- Думаю, многие «серые» конторы де-факто перестанут быть импортерами, а зарегистрируются как автосборочные организации. За это они получат государственные дотации и спокойно продолжат торговать ввезенными машинами.

Подешевеют ли иномарки? Скорее  нет, чем да
«С полуночи 7 сентября взимание дополнительных надбавок к таможенным пошлинам прекращается, - сообщила глава пресс-службы таможенного ведомства Светлана Судак. - Срок их действия установлен законом, поэтому для отмены не требуется никаких подзаконных актов, включая распоряжения Гостаможни».
Введение шестимесячных временных таможенных надбавок было требованием Закона «О внесении изменений в некоторые законы с целью улучшения состояния платежного баланса Украины в связи с мировым финансовым кризисом», вступившего в силу
7 марта. Верховная Рада обязала Гостаможню взимать 13 процентов со всех товаров некритического импорта, однако Кабмин
18 марта сузил действие надбавки: с 25 марта ее платили только с холодильников и легковых автомобилей. Право отменить взимание пошлин с этих товаров Кабмин потерял 23 июня, когда Конституционный суд лишил правительство таких полномочий.
Тем не менее, надбавка продержалась 6 месяцев и сильно отразилась на авторынке. Ситуацию спасли лишь огромные склады, которые импортеры сформировали до 6 марта. Как оказалось, их хватило, чтобы торговать 6 месяцев, и даже еще осталось.
Сейчас импорт автомобилей в Украину значительно увеличится, так как импортеры будут торопиться ввезти авто с зарубежных складов и успеть их распродать до появления автомобилей 2010 модельного года.
Означает ли, что с отменой
13-процентной надбавки подешевеют автомобили? Импортные - нет, так как эту надбавку почти никто не платил, а все торговали со складов. Возможна лишь коррекция цен в премиум-сегменте. А вот общий ценовой уровень начнет расти из-за девальвации гривны. Сейчас дилеры будут активно пополнять ассортимент, но вести осторожную складскую политику.