В условиях жесточайшего мирового кризиса и резкого спада спроса на уголь Тимошенко смогла спасти отрасль от остановки

Комментарии:
Такие сердца у шахтеров, и Юлин характер такой
«Никто, кроме меня, не знает, как тяжело добывать газ в соседних странах. Пока мы максимально не заместим природный газ углем, мы всегда будем в полупоклоне». Это - слова премьер-министра, прозвучавшие на Луганщине. Там же она изложила стратегию энергетической безопасности Украины.
При этом премьер не отрицает, что Украина в состоянии добывать собственный газ. Но если ставить перед собой стратегическую задачу - быстрейшего достижения энергетической и экономической безопасности Украины -  необходимо как можно активнее заменять газ углем, твердо убеждена Тимошенко.
Угольный резерв во главу угла
«Нас многие критиковали за реализуемый правительством курс. Советники всевозможных международных организаций рекомендовали жесткие фискальные методы: сокращение рабочего дня, увольнение людей, сокращение льгот, в том числе и социальных, закрытие предприятий, в том числе и в угольной отрасли. Некоторых кризис сломал. К примеру, бывший министр финансов предпочел политиканство кропотливой ежедневной работе. Вместо того, чтобы с нашей командой заниматься финансами, он сейчас раздает мрачные прогнозы, сбыться которым не суждено», - заверила премьер.
«Мы же запланировали и реализовываем политику, которая нужна вам. Наша задача - не только слушать вас, но и слышать», - акцентирует Юлия Тимошенко. Премьер-министр отметила, что правительство также утвердило решение о выделении до конца текущего года еще 1,6 млрд. грн. для поддержки отрасли, из которых
1,1 млрд. грн. -  на выплату заработных плат и дотаций, 400 млн. грн. для модернизации   и переоснащения шахт, 100 млн. грн. - для срочного введения в действие на всех шахтах системы безопасности работы УТАС. Она заметила: «Если у шахтеров будет все хорошо, то и в Украине все будет хорошо». И то, что национальная экономика  демонстрирует   признаки оздоровления - во многом заслуга горняков, говорит премьер.
«Нам советовали закрыть все нерентабельные шахты, но при этом никто не говорил, как поступать с людьми, чем их занять. А это не только шахтеры и их семьи, но и работники предприятий, образовавшихся вокруг шахт. Это полмиллиона жителей региона, которые прямо или опосредованно зависят от добычи угля. Социальная сфера 120 населенных пунктов полностью зависит от функционирования шахт - это 260 тысяч работающих», - потому правительство, как подчеркнула Юлия Владимировна, приступило к реализации собственной стратегии.
«Шахтерская мечта Тимошенко» так же логична, как и ее другие выкладки. Премьер-министр пообещала работать не покладая рук для того, чтобы повышать престижность шахтерского труда, стимулировать формирование трудовых династий, формировать в обществе уважительное отношение к труду в забое. Словом, делать все для того, чтобы стоимость угля определялась только трудозатратами, а не человеческими жизнями, и по телевидению говорили не о «собачьих боях» политиков, а о героях, поставивших очередной трудовой рекорд.
На фоне тридцатипроцентного падения спроса на энергетический, семидесятипроцентного - на коксующийся уголь правительство начало создавать национальный резерв, осознавая, что идти по пути рекомендаций - значит ставить под угрозу будущее и отрасли, и людей. По словам премьера, практика подтвердила правильность такого подхода. Отныне 1,5 миллиона тонн угля - это уровень неуменьшаемого запаса.
Кроме того, правительство установило закупочные цены, соответствующие мировому уровню. И хотя многие угольщики встретили понижение закупочных цен на коксующийся уголь без энтузиазма, правительство не отступилось, добившись за счет этого повышения рентабельности металлургии. Результат не заставил себя ждать: в настоящее время наши убытки от кризиса в три раза меньше, чем у соседей-россиян, а владельцы предприятий металлургического профиля говорят, что до конца года имеют заказы на внешних рынках. «Кризисы - явление временное, и, как правило, сильные выходят из кризиса еще сильнее», - вот позиция премьера, диктуюшая логику действия правительства.
«Перспективные территории» от премьера
Премьер-министр напомнила, что уже 18 лет - всю современную историю независимой Украины - страна стремится к энергетической независимости. «Если мы поработаем по алгоритму, принятому совместно нашей правительственной командой и угольщиками, через несколько лет нам ни у кого и ничего просить не придется», - убеждена Юлия Владимировна.
И еще, премьер призывает верить в Украину, подходя с оптимизмом даже к формированию текущих задач. В качестве примера Юлия Владимировна говорила об ущербности понятия «депрессивная территория». «Я всегда поправляю представителей местной власти, которые злоупотребляют этим термином. Не надо ставить клеймо на регионах, не надо давать повод чувствовать себя ущербными», - заявила премьер, подчеркнув, что предпочитает название «перспективные территории».
Премьер такую перспективу обрисовала коротко, лаконично и профессионально: принимаются решения, что иностранные инвесторы, финансирующие производство в этих районах, получают налоговые льготы. Они освобождаются от всех налогов и сборов, кроме двух: налога на землю и на доход. Никаких ограничений на ассортимент производимой продукции, кроме одного - она должна экспортироваться (чтобы не было демпинга для отечественных компаний). Премьер призвала смелее проявлять деловой подход. Она подчеркнула, что видит мир отнюдь не в розовом свете - бюджетные средства невозможно аккумулировать в объемах, отвечающих уровню коренной модернизации угольной отрасли.
Госгарантии под инвестресурсы
Будучи прагматиком, премьер не скрывала, что для выполнения поставленных задач нужно не только время, но и огромные денежные ресурсы, а реализация программы может занять несколько лет. «Нам необходимо закладывать такие модели финансирования, чтобы не тридцать лет заниматься переоснащением отрасли, а сделать это за два-три года. Одна из таких моделей - предоставление государственных гарантий под привлечение инвестиционных ресурсов для отрасли. С учетом полученного опыта по финансированию отечественного авиапрома, угольщики могут под госгарантии привлечь существенные ресурсы, пустить их в дело, чтобы потом, «не спеша, в течение 30 лет, возвращать кредиты» из прибыли от внедрения высоких технологий.
«Украинские чиновники и псевдоэксперты упражняются в газетах и по телевидению в рисовании мрачных прогнозов: мол, правительство привлекает кредиты, за которые предстоит расплачиваться нашим детям. Я хочу заявить, что у этих критиков нет ни малейшего представления о том, как работает экономика, в чем состоит национальный интерес. Ведь для того, чтобы что-то получить, необходимо вначале инвестировать».
«Поэтому при сложившейся кризисной конъюнктуре в мире, когда самые низкие цены на оборудование, строительные материалы, Украина просто обязана воспользоваться моментом. При условии, естественно, грамотного и целевого использования привлеченных ресурсов», - убеждена премьер.
Вот такой несложный алгоритм развития национальной экономики, и угольной отрасли в частности, в изложении премьера. И можно не сомневаться - правительственная команда сделает все, чтобы он в максимально сжатые сроки обрел законодательную «одежду».

Киевские ведомости