Как удостоверить право на земельный участок по новому законодательству?

Комментарии:
Госкомзем разъясняет
Законом Украины с 05.03.2009 года №1066-VI внесены изменения в некоторые законодательные акты Украины относительно документов, которые подтверждают право на земельный участок, а также порядок деления и объединения земельных участков. Закон предусматривает упрощенную процедуру удостоверения прав на земельный участок. Как сегодня действовать, только что получив землю в наследство или вследствие соглашения, стать ее владельцем? Кто, что, в каком документе и в какой форме должен написать, чтобы из-за недостаточной осведомленности с законами человек не поставил под вопрос свое право владеть землей? Разъясняет заместитель председателя Госкомзема Сергей БельЧик.

- Итак, чем сегодня заверяется право собственности на земельный участок?
- Как предусматривает статья 126 Земельного кодекса Украины (с изменениями) - государственным актом на право собственности на земельный участок, кроме случаев, когда земельный участок, без изменения его границ и целевого назначения, отчуждается по гражданско-правовому соглашению или по свидетельству о праве на наследство.
В таком случае на государственном акте нотариус, который заверяет (выдает) документ, и орган, который осуществляет государственную регистрацию земельных участков, делают отметку об отчуждении земельного участка и регистрацию прав на него. В отметке они отмечают документ, на основании которого состоялось отчуждение.
- Какой орган делает эту отметку?
- Исключительно территориальный орган Госкомзема - городской или районный отдел или управление Государственного комитета Украины по земельным ресурсам. Например, в городе Киеве - это исключительно Главное управление Госкомзема, которое находится по адресу: г. Киев, ул. Народного ополчения, 3. Другого порядка регистрации прав собственности на землю действующее законодательство не предусматривает.
- Сколько дней гражданин должен ждать эту отметку?
- Он должен получить ее на протяжении 14 календарных дней со дня предоставления документов в этот орган.
- Какие документы могут требовать от гражданина органы Госкомзема для осуществления отметки?
- Лишь два: государственный акт с отметкой нотариуса о переходе права собственности на земельный участок и гражданско-правовое соглашение об отчуждении земельного участка (или же свидетельство о праве на наследство). Конечно, не забудьте свой паспорт и справку о присвоении идентификационного номера.
Кроме этих, другие документы требовать запрещается.
- Как действовать, если меняется совладелец или приобретается право общей собственности на земельный участок?
- Тогда территориальный орган Госкомзема, который осуществляет государственную регистрацию земельных участков, вносит соответствующую запись в государственный акт относительно совладельцев земельного участка.
- А если отчуждается лишь часть участка, которая выделяется в отдельный земельный участок?
- Отчуждать часть участка можно лишь после того, как его владелец получит государственный акт, который подтверждает право собственности на сформированный новый земельный участок. Кстати, это существенное изменение, потому что раньше для отчуждения части участка достаточно было отчертить ее на государственном акте и изготовить техническую документацию относительно установления границ и площади того участка, который предполагается отчуждать.
- А если государственный акт подтверждает право собственности на несколько земельных участков?
- Тогда отчуждение одного из них осуществляется после изготовления государственного акта, который подтверждает право собственности на каждый из этих участков.
- Итак, какие записи и где должны появиться на государственном акте?
- Эту процедуру определяет постановление Кабмина от 6 мая 2009 г. №439 «Порядок осуществления отметки о переходе права собственности на земельный участок».
Нотариус, который заверяет соглашение об отчуждении земельного участка (или же выдачу свидетельства о праве на наследство на земельный участок) проставляет на государственном акте отметку о переходе права собственности на земельный участок.
Территориальный орган Госкомзема по месту нахождения земельного участка (городские, районные отделы или управления) на протяжении 14 календарных дней со дня предоставления в этот орган документа о переходе права собственности на участок, проставляет на государственном акте отметку о регистрации права собственности на него такого содержания:
- Сколько стоят услуги?
- Стоимость оформления государственного акта на основании гражданско-правовых соглашений об отчуждении земельного участка или свидетельства о праве на наследство составляет: для физических лиц 30 грн., а для юридических - 50 грн. Стоимость внесения записи к Поземельной книге - 10 грн. для физических лиц и 30 грн. для юридических. Кроме того, стоимость внесения сведений в базу данных автоматизированной системы Государственного земельного кадастра - 5-25 грн. для физических и 60-80 грн. для юридических лиц - это в случае, если земельный участок имеет не больше 20 координатных точек. Для таких участков общая стоимость услуг относительно государственной регистрации права собственности на земельный участок, учитывая НДС, будет составлять не более, чем 102 грн. для физических лиц и не больше, чем 266 грн. - для юридических.
Считаю, что такая стоимость услуг абсолютно неотягощающая.
- Если новый собственник земельного участка хочет изготовить новый государственный акт (по процедуре, которая действовала раньше) - имеет ли право он это сделать?
- Да, эту возможность предусматривает постановление Кабмина №439. Граждане и юридические лица, к которым переходит право собственности на земельный участок, могут обратиться в территориальные органы Госкомзема. Для этого они должны предоставить государственный акт и документ, на основании которого состоялся переход права собственности на земельный участок.
- С какого момента возникает право собственности на земельный участок, право постоянного пользования или право аренды земельного участка?
- С момента государственной регистрации этих прав. Это предусматривает статья 125 (с изменениями) Земельного кодекса.