Штрафные баллы не прошли. Пока?..

Комментарии:
За разговор по мобильному телефону водителю хотели начислять 7 баллов, за создание аварийной ситуации - 15, за ДТП с потерпевшими - ни одного...  
23 июня Верховная Рада отклонила проект Закона №3573 «О штрафных баллах», поданный Кабинетом министров. Напомним, что штрафные баллы за нарушение правил дорожного движения предполагалось ввести с 1 января 2010 года в соответствии с Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регуляции отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения», принятым 24 сентября 2008 года.
Этим законопроектом планировалось возобновить когда-то существовавшую у нас систему учета повторности нарушений правил, а тем, кто нарушает слишком много, предстояла переэкзаменовка и, возможно, временное лишение «прав».
По официальной версии представителей милицейского ведомства, нововведение должно было благоприятно повлиять на
безопасность дорожного движения, а также усилить ответственность водителей за систематические нарушения ПДД.
Но есть все основания полагать, что истинная причина появления данного законопроекта кроется совсем в другом. Напомню, что недавно в Украине ввели никому не нужные пластиковые талоны техосмотра. И если за копеечный кусочек пластика требуют аж 100 грн., несложно представить, во что может вылиться талон предупреждений аналогичного типа, снабженный микросхемой. Тут уж и в две сотни не уложишься. А в масштабах Украины только до конца этого года (до выборов) на новых талонах к «правам» ДГАИ вполне мог «подзаработать» несколько миллиардов гривен.
Каждый законопроект перед его рассмотрением в обязательном порядке изучается главным научно-экспертным управлением Верховной Рады, которая дает по нему свое заключение. Не стал исключением и проект Закона «О штрафных баллах». Специалисты признали данный документ практически по всем статьям сырым, нелогичным и противоречащим законодательству.
Так, в случае начисления 30 и больше штрафных баллов в течение года законопроект обязывал водителя сдать теоретический экзамен по ПДД. Если же водитель не сдаст этот экзамен, у него могут изъять «права», что не предусмотрено Админкодексом. Более того, таким образом на водителя будет наложено взыскание за правонарушения, по которым он уже был  привлечен к административной ответственности. А это противоречит требованиям ст. 56 Конституции Украины, которая гласит, что никто не может быть дважды привлечен к ответственности одного вида за одно и то же правонарушение.
Кроме того, законопроектом предусматривалось, что «права» должны изыматься в порядке, определенном подзаконным актом. Но Кабмин не может определять порядок изъятия водительского удостоверения, поскольку такая процедура предусмотрена Админкодексом.
Еще одна серьезная проблема была связана с ответственностью за нарушения правил, зафиксированные с помощью «работающих в автоматическом режиме специальных технических средств…».
В этом случае существующее законодательство устанавливает своеобразную презумпцию вины владельца транспортного средства
(ст. 14-1 КоАП). То есть водитель должен доказывать свою невиновность, причем уже после вынесения постановления о наложении на него административного взыскания. А дополнение Админкодекса положениями о начислении штрафных баллов эту нелепость лишь усугубит.
Ведь за рулем совсем необязательно должен находиться владелец автомобиля. К тому же, сам владелец может вовсе не иметь «прав», пользуясь услугами другого водителя. Автомобиль также может принадлежать юридическому лицу, а в рейс на нем могут отправиться два водителя. Не говоря уже о том, что штрафные баллы предусмотрены исключительно для граждан Украины.
То есть предусмотренный механизм начисления штрафных баллов явно несправедлив и противоречит ст. 24 Конституции Украины, которая предусматривает равенство всех граждан перед законом.
И конечно же, эксперты обратили внимание на совершенно неадекватный механизм начисления штрафных баллов за то или иное нарушение. Так, за разговор по мобильному телефону водителю предусмотрено начислять 7 баллов, а за ДТП с потерпевшими - ни одного; за создание аварийной ситуации - 15, а за ДТП с материальным ущербом - только 10…
Но больше всего вопросов вызвало использование талонов предупреждений в качестве платежных карточек для уплаты штрафов. Дело в том, что выдача талонов предупреждений является компетенцией ГАИ, тогда как платежная карточка эмитируется банковским учреждением, является его собственностью и имеет определенный срок действия. При этом необходимо заключение договора с банком, открытие счета и внесение на него определенной суммы.
Следовательно, непонятно, как можно объединить в одно целое талон предупреждений и платежную карточку, чтобы этот предмет можно было использовать для уплаты штрафов.
А в результате специалисты главного научно-экспертного управления пришли к выводу, что вместо громоздкого и несовершенного порядка начисления штрафных баллов гораздо целесообразнее было бы внести в Админкодекс соответствующие изменения, устанавливающие ответственность водителей за систематические нарушения правил дорожного движения.
Что же касается хода обсуждения данного законопроекта, то представители МВД и их ставленники в Верховной Раде расхваливали его наперегонки. В то же время, здравомыслящие депутаты выступили с решительной критикой документа, принятие которого сулит новую волну коррупции, связанную как с поборами на дорогах, так и с выдачей новых талонов предупреждений.
В результате проект Закона
«О штрафных баллах» не только не прошел в первом чтении, но и вовсе был отклонен: за то, чтобы его отправить на второе чтение, проголосовал всего 41 депутат. Правда, злые языки утверждают, что это произошло лишь по той простой причине, что 380 депутатов вообще не приняли участие в голосовании. Впрочем, как бы там ни было, пока на штрафных баллах поставлен «крест».
Казалось бы, какой смысл обсуждать отклоненный законопроект? Но дело в том, что та баснословная прибыль, которую сулит введение пластиковых талонов предупреждений, непременно приведет к тому, что аналогичный документ вскоре может снова появиться в стенах Верховной Рады. И это несмотря на то, что талоны к водительским удостоверениям у нас собираются отменить…







Владимир Шляховой, журналист