Николаевские барышни взялись за весла

Комментарии:
И сто лет назад яхт-клуб был любимым местом отдыха горожан
Летом жители дореволюционного Николаева устремлялись к воде. Плавание, прыжки в воду, гребля, яхты - все это делало досуг содержательным. Простому люду вход в яхт-клуб был запрещен, а вот Стрелку и другие пляжи заполняла молодежь с городских окраин.
К услугам благородной публики в яхт-клубе были яхты, шлюпки, здесь можно было поиграть в шахматы, теннис или просто подышать свежим воздухом на террасе.
Бывали здесь и дамы, которые принимали участие в спортивной жизни. В Николаеве было несколько барышень, увлекавшихся греблей. Это натолкнуло на мысль организовать дамскую гребную гонку. В истории города это было первое мероприятие такого рода; выиграла соревнования Вера Бойчевская, став фактически первой чемпионкой Николаева.
Гонка подняла популярность гребли среди светских дам. Но их часть относилась к спорту как к модному увлечению. Тренировки они стремились превратить в водные прогулки, надевая красивую одежду, украшения и являясь в сопровождении кавалеров.
Хроникеры зафиксировали такой курьезный случай. Одна из   пар, очутившись на реке, больше занималась флиртом, чем спортом, и ко всему еще умудрилась уронить в воду оба весла. Пришлось горе-спортсменам грести руками, что привело к катастрофе: лодка перевернулась, и оба очутились по пояс в воде! Выбравшаяся на берег барышня представляла из себя печальное зрелище - в мокрой одежде, с растрепанными волосами, вся в водорослях, она горько плакала и обещала никогда больше не брать в руки весла.
После революции водный спорт в Николаеве приобрел еще более широкий размах. Заводы, организации давали деньги на строительство яхт, шлюпок, устройство водных станций. Хороших результатов добивались яхтсмены завода имени Марти. Среди них был и Алексей Свирин, который спроектировал и построил яхту «Майби». При этом он использовал чертежи из Америки.
Большой энтузиаст парусного спорта ректор НКИ Ян Петрович Кресс обеспечил строительство десятка яхт. Среди них была знаменитая «Арктика», которая в 1938 году совершила поход вдоль берегов Черного моря. Яхту спроектировали и построили по инициативе Кресса студенты. НКИ уже в то время имел свою водную станцию.
Фашистская оккупация нанесла огромный ущерб центрам отдыха и спорта, которые возникли в Николаеве. Но после войны началось их  восстановление. Популярным спортивным центром вновь стал яхт-клуб. Сюда приходили люди со всего города. Тут можно было взять напрокат лодку, поиграть в волейбол, поплавать, воспользоваться вышкой для прыжков в воду и т. д. Тренеры наблюдали за молодежью, отыскивая спортивные таланты.
В яхт-клубе были  условия для  отдыха и  занятий. Некоторые посетители проводили здесь целые дни. В яхт-клубе можно было поесть пирожков и запить их стаканом газированной воды, можно было и пообедать в ресторане.
На водной станции «Динамо» можно было сыграть в теннис, шахматы, городки, которые в то время были очень популярны.
Водная станция завода имени
61 коммунара находилась на Стрелке. Здесь базировались яхты, гребные суда. Команда пловцов показывала хорошие результаты на соревнованиях различного уровня. Развито было водное поло - команда завода считалась сильнейшей в городе и даже участвовала в соревнованиях на первенство Украины.
Со временем начала действовать детская спортивная школа №2, которая специализировалась на водных видах. Сюда приходили школьники со всего Николаева. В плавбассейне проводили общегородские соревнования по плаванию, здесь же сдавали нормы ГТО. Кроме этого, организовывались соревнования по гребле, водному поло, парусному спорту.
Тренером по академической гребле в школе была Зоя Матвеевна Колесниченко. Учащиеся тренировались также на байдарках и каноэ.
В отделении паруса работали Евгения Алексеевна Иванова, Николай Михайлович Софийчук, Валентин Петрович Грачев, Михаил Данилович Медведь, Елена Росинец. Существовала сильная команда по водному поло, которую тренировал Гузев.
…Во все времена вода дарила николаевцам отдых, здоровье, растила чемпионов.

Вячеслав ЧУНИХИН, краевед