Получить «права» станет сложнее и дороже

Комментарии:
20 мая Кабинет министров Украины принял постановление «Об утверждении порядка подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей транспортных средств».
Прежде всего, порядок устанавливает, что непрерывный стаж управления транспортным средством - это управление транспортным средством с перерывом, не превышающим один месяц. А для переподготовки и повышения квалификации водители, кроме всего прочего, должны представить документ, подтверждающий непрерывный стаж. То есть, даже месячный отпуск этот стаж прерывает и, соответственно, честное открытие новой категории в ряде случаев станет невозможным.
Еще одно новшество заключается в том, что отныне для открытия низшей категории водитель должен пройти 20-часовой курс практического управления соответствующим транспортным средством. Представьте себе, что водителю автобуса придется 20 часов учиться управлять микроавтобусом, водителю ЗИЛа - «газоном» или «газелью», а водителю мотоцикла, изначально прошедшему
10 часов практического вождения при получении «прав» категории «А», придется еще 20 часов переучиваться на мопед…
Само по себе требование обязательного обучения на курсах для открытия низшей категории - явный перебор. И придумать такое мог только человек, либо сам никогда не управлявший автомобилем, либо крайне заинтересованный в том, чтобы подгонять в соответствующие учебные заведения дополнительных учеников.
Что же касается 20 часов, отведенных на практические занятия по переподготовке на низшую категорию, то нельзя не отметить, что это больше, чем предусматривают в настоящее время программы подготовки водителей в большинстве автошкол. Так, средняя продолжительность обучения категории «А» составляет от 9 до
19 часов практического вождения, категории «В» - от 9 до 20 часов, а для категории «ВС» - от 9 до 30 часов. Конечно, такого количества уроков хватает далеко не всем. Но ведь и люди все разные. И никто никому не запрещает взять дополнительные часы. Точно так же неспособному пересесть с автобуса на микроавтобус никто не запрещает пройти соответствующие курсы. Но только я лично с таким водителем ездить побоялся бы…
Напомню, что когда вместо пяти категорий в «правах» вводили 14, это объясняли исключительно заботой о человеке. Ну действительно, зачем будущему владельцу мопеда учиться ездить на мотоцикле, если это требует больших затрат времени и более длительного обучения? В то же время, водитель мотоцикла, получивший более качественную подготовку, сможет ездить и на мотоциклах, и на мопедах. Соответственно, в департаменте ГАИ обещали, что водитель, открывающий какую-либо категорию, будет автоматически получать все «низшие» подкатегории. Например, сдавший экзамен на категорию «С» должен «автоматом» получать и «С1» и т. д.
А сейчас, судя по всему, посчитали, что совершенно нелогично давать бесплатно то, за что можно получить деньги.
Отрадно, что авторы данного порядка все же удосужились прочитать Закон «О дорожном движении», но жаль, что они так и не заглянули в правила дорожного движения. Дело в том, что возраст, с которого порядок разрешает управлять транспортными средствами различных категорий, полностью совпадает с тем, который указан в Законе «О дорожном движении». Для кого-то, возможно, в этом и не будет ничего удивительного, но в правилах дорожного движения установленный возрастной ценз куда демократичнее (см. таблицу).

Возраст, с которого различные нормативные акты разрешают управлять транспортными средствами
Категория
транспортных средств
Нормативный акт
Порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей транспортных средств
Закон «О дорожном движении»
Положение «О порядке выдачи удостоверений водителя и допуска граждан к управлению транспортными средствами»
Правила дорожного движения
А1, А
16
В1, В, С
18
ВЕ, С1Е
19
18
СЕ
19
18
D
21
19
D1, D1Е, трамвай, троллейбус
21
18
21
19

Новый порядок существенно урезает права граждан и в возможности обучения управлению транспортными средствами. Так, несмотря на то, что ПДД разрешают обучаться управлению мотоциклом с 14 лет, а автомобилем - с 16 лет, порядок разрешает садиться за руль при условии, что к моменту окончания обучения управлению мотоциклом (А1, А) водителю исполнится 16 лет, а автомобилем (В1, В, С1, С) - 18 лет.
Кроме того, в порядке нет даже упоминания о возможности обучать вождению в индивидуальном порядке, хотя это по-прежнему разрешают правила дорожного движения.
Почему в департаменте ГАИ, где, собственно, и готовили данные документы, не удосужились привести их в соответствие один с другим, остается только догадываться…

Владимир ШЛЯХОВОЙ, журналист