Техосмотр отменят. Пока только на словах

Комментарии:
Есть и еще одно новшество: водителей хотят обязать возить с собой медицинскую справку
15 апреля комитет Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности единогласно поддержал законопроект №4014, внесенный Анатолием Гриценко и отменяющий государственный технический осмотр транспортных средств.
По мнению Анатолия Гриценко, существующая ныне система государственного техосмотра автотранспорта - это общенациональный обман, общенациональные поборы водителей, общенациональная коррупция и, наконец, это не имеет никакого отношения к безопасности на дорогах. В результате же принятия данного законопроекта государство должно лишиться одной из своих «взяточнических» функций, а ГАИ сможет сэкономить свое время и направить дополнительные усилия на контроль за дорожным движением, а также на предоставление помощи водителям. С чем, конечно же, нельзя не согласиться. Хотя сам законопроект, вносящий изменения в законы «О дорожном движении», «Об автомобильном транспорте», «О транспортном сборе», а также в Админкодекс, достаточно «сырой».
В частности, в нем говорится, что на каждое транспортное средство, признанное технически исправным, выдается талон о прохождении проверки технического состояния. Но кем и как он выдается - остается загадкой. В проекте закона сказано лишь, что закупка бланков таких талонов осуществляется за государственные средства органами, ведущими реестры субъектов хозяйствования, проводящих проверку технического состояния. Правда, имеется упоминание о том, что подобные реестры ведет центральный орган исполнительной власти по вопросам автомобильного транспорта, а также, что стоимость талонов ТО устанавливается Кабмином. А это наводит на мысль, что ГАИ на этот раз, наконец, может быть полностью отлучена от «кормушки» как в плане выдачи самих талонов ТО, так и в плане их закупок по «договорным» ценам.
В то же время, в новой редакции ст. 35 Закона «О дорожном движении» сохранилась антиконституционная норма, предусматривающая, что в случае непрохождения транспортным средством проверки техсостояния на протяжении пяти и более лет, установления факта его нахождения в
разукомплектованном и непригодном для эксплуатации состоянии или невозможности найти его владельца ГАИ может выбраковать (списать) данное транспортное средство и снять его с регистрации.
Напомним, однако, что согласно ст. 41 Конституции, право частной собственности является нерушимым и никто не может быть противоправно этого права лишен, как это предлагает Закон «О дорожном движении». Ведь данная норма - ни что иное, как попытка лишить гражданина его конституционного права владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, что станет прямым следствием выбраковки автомобиля.
Кстати, в Законе «О дорожном движении» может появиться еще одно более чем сомнительное новшество - Анатолий Гриценко предлагает ни больше ни меньше, как обязать водителей возить с собой медицинскую справку. О том, нужно ли современному водителю в принципе проходить медкомиссию, сказано было уже немало. Что же касается справки, то требование ее наличия у водителя просто по меньшей мере вызывает недоумение. Кстати, подобного нет ни в одной другой стране, да и международной Конвенцией «О дорожном движении» это не предусмотрено.
А вот изменения, которые намечено внести в закон о транспортном сборе, достаточно оригинальны. Прежде всего, если для юридических лиц практически все намечено оставить без изменений, то физические лица должны будут платить транспортный сбор только перед регистрацией и перерегистрацией транспортных средств. Тогда как от ежегодной оплаты транспортного сбора они будут освобождены. А такое неравенство, несомненно, вряд ли будет принято. Ведь в подобном случае большинство юридических лиц начнет регистрировать свой транспорт на частных лиц.
Нельзя не отметить и тот факт, что законопроектом предусмотрено, что данные новшества должны вступить в силу через шестьдесят дней после опубликования данного закона. В то же время, поскольку законопроект предусматривает изменение порядка уплаты транспортного сбора, возникает коллизия с требованиями Закона «О системе налогообложения», согласно которому изменения к законам Украины о налогообложении относительно изменения ставок налогов и механизма их уплаты вносятся не позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года и вступают в силу с его начала. К тому же, объяснительная записка к данному законопроекту не содержит финансово-экономического обоснования, предусмотренного Бюджетным кодексом Украины. Поэтому, в лучшем случае, Закон «Об отмене техосмотра» вступит в силу с января 2010 года.
Требование же наличия у водителя медицинской справки начнет действовать и того позже, ведь оно должно вступить в силу через год со дня опубликования данного закона. Впрочем, (по большому секрету) скажем, что ответственность водителей за отсутствие медицинской справки в Админкодексе не предусмотрена, а поэтому за это нарушение может наступать ответственность только по ст. 125 («прочие нарушения»), что грозит всего лишь предупреждением. А то, что депутаты внесут в Админкодекс изменения, предусматривающие ответственность за отсутствие медсправки, вызывает очень большие сомнения.

Владимир ШЛЯХОВОЙ, журналист