Илья Кваша: Зимой тренировался на... сухих трамплинах

Комментарии:
Призер Олимпийских игр о тренировках, детстве и будущем
Досье
Родился в Николаеве 5 марта 1988 г. Заслуженный мастер спорта, тренеры - Татьяна Марьянко и Сергей Гуменюк.
Достижения в индивидуальных прыжках с метрового трамплина: двукратный чемпион Европы (2008, 2009), серебряный призер ЧМ-2006. Достижения в синхронных прыжках с трехметрового трамплина: бронзовый призер Олимпиады-2008, чемпион Европы (2009), серебряный призер
ЧМ-2006 и Евро-2008 (все - в паре с Алексеем Пригоровым).

Когда-то в древности прыжки в воду именовали «причудливым нырянием». А еще считалось, что двое людей никогда не смогут одновременно выполнить одинаковые действия. Нынче синхронные прыжки в воду являются олимпийским видом спорта, а по своей эстетичности не уступают даже художественной гимнастике. Одно из доказательств тому - выступления украинцев Ильи Кваши и Алексея Пригорова, которые прошлым летом вернулись из олимпийского Пекина с бронзовыми медалями. В этом году ребята отпраздновали новый успех - на Евро-2009. В Турине они первенствовали в синхронных прыжках с трехметрового трамплина, а Кваша вдобавок второй год подряд «озолотился» в индивидуальном зачете на метровом снаряде.
Помните старый анекдот из детства? В психбольницу приезжают проверяющие и наблюдают, как пациенты прыгают в пустой бассейн и активно машут руками. «Что это вы делаете?» - интересуется комиссия. Больные оживились: «Плавать учимся. Директор сказал: научитесь - воды в бассейн нальем».
И смешно, и грустно: приблизительно в такой ситуации этой зимой оказались наши лучшие прыгуны в воду. Накануне Нового года в николаевском «Водолее», где тренируются Кваша и Пригоров, закрыли бассейн для прыжков, пообещав подать воду лишь в мае. То есть, по сути, одной из ведущих пар планеты попросту негде было тренироваться.
- Без бассейна, конечно, тяжело: работаешь наскоками, а в идеале нужно тренироваться дважды в день, - рассказывал «Новой» Илья Кваша. - Поэтому мы много времени проводили, так сказать, на сухих трамплинах, оттачивали различные элементы на батуте, занимались акробатикой. Словом, старались держать себя в форме, чтобы, выйдя на воду, максимально быстро нагнать упущенное. Впрочем, это была не единственная проблема накануне сезона. Нам отказались финансировать поездки на мировую серию Гран-при. Мы решили, что на два из четырех этапов все же отправимся - за свои деньги. Ведь это самые элитные соревнования, отбор на которые проводится, по сути, на Олимпийских играх. На этапы серии приглашают шесть лучших пар синхронистов и по восемь сильнейших в индивидуальных зачетах. Вот где конкуренция!
- Илья, ну а обещанную вам за «бронзу» Пекина квартиру николаевские власти наконец-то выделили?
- Нет. Пока мы были в Германии, мне присвоили звание «Горожанин года». Родители разговаривали с мэром, и он сказал, что все помнит, дал гарантийное письмо с адресом квартиры, куда меня должны будут заселить. Но дело в том, что сейчас там живут люди. Сначала их, как сказано в письме, должны выселить через суд, а как освободится жилье, туда смогу въехать я. Но, во-первых, суд может принимать решение неделю, а может и три года. А, во-вторых, возможно, там живет нормальная семья, которая ничего об этом и не знает. Неприятно как-то.
- Вы единственный ребенок в семье?
- Нет, у меня два старших брата. Вадим, 28 лет, живет в российском Клине, работает инженером. А Кириллу - 26, он живет в Севастополе, служит в армии. Хоть они со спортом и не связаны, но, как это часто бывает, в секцию я пришел по стопам старшего брата. Кирилл когда-то начинал заниматься прыжками в воду, потом бросил, а через год за это взялся я. Сначала меня, восьмилетнего мальчишку, брать не хотели, говорили, что слишком рослый. Но, благо, дали шанс...
- Ваше рвение с годами не угасало?
- Был период, когда пропускал занятия. Лет 15 мне исполнилось, переходный, так сказать, возраст… Тренировки проходили с 5 до 8 вечера, а я в это время отправлялся гулять с друзьями… Раз-другой мне это сошло с рук, но после очередного прогула тренеры позвонили домой и сказали родителям: «Приходите в гости…» (Смеется.)
- Досталось?
- Конечно, воспитательную работу со мной провели. Сказали, что это, прежде всего, надо мне самому. Дальше родители с месяц контролировали мое посещение бассейна, тренеру звонили.
- Вас вообще в строгости воспитывали?
- Скажем так, сильно расслабиться не давали. Как итог - школу я закончил вполне пристойно, без троек. Правда, на последний звонок так и не попал - мы были на каких-то соревнованиях. Зато выпускной бал выдался «сильным»: парни во фраках, девушки в платьях. Красиво, торжественно, и все, как обычно, плачут (смеется). Директор школы, которая постоянно говорила, какой я плохой и как ужасно, что опаздываю или вообще пропускаю первые уроки, плакала больше всех и повторяла, какой же я все-таки… хороший.
Теперь получаю высшее образование в Николаевском университете им. Сухомлинского на факультете физвоспитания и спорта. Сейчас на четвертом курсе. Но останавливаться на этом не собираюсь. Если честно, не хочу потом всю жизнь работать учителем физкультуры за минимальную зарплату. Хотя какую именно профессию выберу для второго высшего образования, пока не решил.
- Был момент, когда вы могли уехать получать образование в Америку…
- Все было очень абстрактно. Мне предлагали перебраться туда тренироваться и сказали: «Приезжай, тренируйся, учись». Я отказался и не жалею, тем более, что у меня все сложилось неплохо.
- Илья, вы лидер по натуре?
- Хочется, конечно, быть им. Но это сложно. Чем большего ты добиваешься, тем большего от тебя потом ждут. Понимаешь, что отныне нельзя выступать «средне». «Плохо» вообще оставим без комментариев, потому что это даже для тебя самого уже неприемлемо, ведь знаешь, что способен на большее. Потому на новых соревнованиях хочется показывать максимум, на который горазд. Очень хорошо, что в Турине у нас это получилось. Будем стараться и дальше держать марку.

Людмила Русанова, журналистка