«Один супермаркет в Николаеве пришлось закрыть на сутки для устранения нарушений»

Комментарии:
Николаевское областное управление по делам защиты прав потребителей помогло вернуть больше ста тысяч гривен за некачественный товар и услуги
C какими проблемами сталкивались специалисты, отстаивая права потребителей в условиях экономического кризиса, как и кто пытался объегорить покупателей, на что жаловались николаевцы с начала нынешнего года, расспрашивала корреспондент «Николаевских новостей» Людмила Савкова заместителя начальника Николаевского областного управления по делам защиты прав потребителей Ирину ЦЫГАН.
- Ирина Николаевна, экономический кризис наверняка повлиял и на работу вашего управления?
- Мы никак не дождемся бюджетных средств на проведение лабораторных исследований, поэтому анализы стали проводить реже. Но это вовсе не означает, что контроль мы ослабили. Продолжаем дважды в месяц проверять супермаркеты и выезжать в районы области. В первом квартале проверили 272 субъекта предпринимательской деятельности в сфере торговли, в 242 из них обнаружили нарушения законодательства. Проверили качество товаров, работ и услуг на сумму более, чем полтора миллиона гривен. Сняли с реализации и забраковали товаров и продукции на 280 тысяч гривен. Привлекли к административной ответственности 254 человека, которые заплатят в казну за свою нерадивость 31 тысячу гривен. К слову, это на два процента больше, чем за такой же период прошлого года.
- На что посоветуете обращать внимание, покупая товар в супермаркетах?
- В магазинах и супермаркетах час-то продается просроченный товар, продукция перемаркировывается, не придерживаются продавцы сроков реализации. Это опасно, когда речь идет о скоропортящейся продукции. Тот же торт, например, должен реализовываться в течение 12 часов, если позже, то, съев этот «лакомый» кусочек, можно отравиться. Сейчас снизилась покупательная способность граждан, и товар залеживается на прилавках. Упал товарооборот. Покупателям нужно быть особенно бдительными. К примеру, за первый квартал мы проверили качество кондитерских изделий на 46 предприятиях, в 38 из них выявлены нарушения. Побывали в девяти супермаркетах смешанного типа в городе Николаеве и райцентрах области, а также в пяти супермаркетах, которые реализуют товары непродовольственной группы. Почти везде наши специалисты выявили нарушения. Товар выставлен на продажу без необходимой информации для покупателей, без сертификатов соответствия и гигиенических заключений. Проверили товара на сумму более, чем 184 тысячи гривен. 20 процентов его было снято с реализации. На 14 должностных лиц были наложены административно-хозяйственные взыскания на сумму 19 тысяч гривен.
А в одном супермаркете было столько нарушений, что пришлось на целые сутки приостановить его работу. Обнаружили большое количество просроченного товара, без документации, продукция собственной расфасовки в этом супермаркете была с недовесом по 40-50 граммов, некачественные крупы, макаронные изделия, некоторые товары многократно перемаркировывались. После нашего вмешательства ситуация там изменилась.
- Ирина Николаевна, а на что особенно часто жаловались николаевцы в этом году?
- На качество мобильных телефонов в торговой сети «Алло». Мы проверили это предприятие и обнаружили нарушение статьи 15 Закона Украины «О защите прав потребителей». После нашего вмешательства трем покупателям разрешили их проблемы, двум - вернули деньги за бракованный товар, а это ни много ни мало - две тысячи гривен, а еще одному покупателю телефон отремонтировали.
 Много споров и жалоб по жилищно-коммунальным услугам, проведению перерасчетов, по оплате за газ, содержание домов и придомовых территорий. Жаловались граждане на отключения от электроснабжения и газоснабжения, на правомочность действий соответствующих служб. Мы изучали случай, когда одной горожанке начислили штраф в две тысячи гривен за якобы вмешательство в газовый счетчик. После расследования специалистов нашего управления и соответствующей экспертизы штрафные санкции были сняты, так как наложены неправомерно.
Было 79 жалоб на некачественные услуги. Замечу, что слишком доверчивые николаевцы сами создают себе проблемы. Заключают договора, например, на установку окон или дверей с предпринимателями и авансируют работы на 80-90 процентов. Этого лучше не делать или требовать от исполнителя еще какие-то документы. В прошлом году пострадало десять николаевцев, которые заплатили вперед по
10 тысяч гривен за установку окон. «Мастер» взял «аванс» и исчез. Мошенником теперь занимается милиция, но ведь можно было этого избежать, а так люди остались и без денег, и без окон.
- Приходилось ли решать спорные вопросы в судах?
- Да, мы продолжаем судебную практику, в нашем управлении работает юрист. В этом году мы составили уже девять исковых заявлений и материалы передали в суды. Семь исков касается качества товаров народного потребления, два - о невыполнении условий договоров в сфере платных услуг. Всего к нам обратились за помощью 184 николаевца, 26 - побывали на личном приеме. Причем, по обращениям граждан было проверено 17 предприятий области, 13 ответственных лиц были привлечены к административной ответственности. По результатам рассмотрения жалоб потребителям вернули за некачественный товар и услуги более 100 тысяч гривен.
- Ирина Николаевна, посоветуйте николаевцам, как не стать обманутыми?
- Еще раз повторюсь, быть более внимательными, делая покупку. Не пользоваться услугами сомнительных предпринимателей, которых часто находят через объявления в газетах. Петю, Сашу, Ваню приглашают установить дверь или окно, выполнить перетяжку мебели, а за их некачественную работу и отвечать потом будет некому. Как-то пришла к нам женщина, она купила на какой-то николаевской фирме тонометр. Вскоре обнаружила, что он не работает. Поехала к продавцам, а фирмы там уже не оказалось. Женщину жаль, она потеряла около тысячи гривен, и помочь мы ей не можем. У нее нет никакого документа, который бы подтверждал, у кого она приобрела этот товар.
Сейчас многие люди остались без работы, в поисках вакансий обращаются в различные кадровые агентства. Тут тоже нужно быть предельно внимательным, чтобы не выбросить на ветер последние деньги. Одно кадровое агентство «зазывало» привлекательными объявлениями о вакансиях с высокой зарплатой в рекламных газетах. Люди не особо обращали внимание на приписочку мелким шрифтом «информационные услуги». Оказалось, что фирма давала клиентам телефоны фирм и предприятий, которые, как оказалось, в специалистах вовсе не нуждались. А клиенты за эти адресочки платили кадровому агентству по 100 гривен. К слову, это кадровое агентство постоянно переезжает с места на место, раньше оно квартировалось на улице Большой Морской, меняют они и свое название. Теперь объявления подобного рода проскальзывают в разделе «частных объявлений». Так что будьте везде и во всем внимательны.