«Нафтогаз-67». Год после трагедии

Комментарии:
Мама погибшего николаевского моряка Александра Кардаша пытается восстановить последние минуты его жизни

23 марта в Гонконге начался суд по делу столкновения судна «Нафтогаз-67» (владелец ГАО «Черноморнефтегаз») и балкера «Яохай» (КНР). В результате столкновения украинское судно затонуло, забрав с собой жизни 18 моряков. Среди погибших был николаевец Александр Кардаш. Его похоронили в родном городе 3 апреля минувшего года.
Он был матросом первого класса. 29 апреля ему исполнилось бы
32 года. По словам матери Александра, Людмилы Кардаш, это был его первый заграничный рейс...
Напомним, что 22 марта 2008 года в Южно-Китайском море столкнулись транспортно-буксирное судно «Нафтогаз-67» и балкер «Яохай». На «Нафтогазе-67» находилось 25 человек: 24 украинца и один гражданин Китая. Китайцу и шестерым украинцам удалось спастись. Тела остальных позже нашли в затонувшем судне. 1 апреля в Украину доставили тела 33-летнего моториста Александра Пискунова из поселка Черноморское и 31-летнего матроса Александра Кардаша.
«Николаевские новости» встретились с Людмилой Кардаш через год после трагедии.


- На похоронах были представители «Черноморнефтегаза». Они обещали всячески вам помогать...
- Да, «Черноморнефтегаз» выполнил все обязательства, которые зависели от него. Заплатил за похороны, выплатил материальную помощь, предлагает путевки на лечение. Единственное, что не обеспечил страховку моему сыну. Судно было застраховано, а люди нет. Не было у Саши и контракта, как и у других членов экипажа. Но мы, родственники, не предъявляем претензий к «Черноморнефтегазу».
- А местные власти как-то отреагировали?
- Городская власть выделила нам материальную помощь и опубликовала соболезнования в газете. Также предлагали всевозможную помощь в течение года. Но мне ничего не нужно, сына ведь не вернешь...
- Какого решения суда, который начался в Гонконге, вы ожидаете?
- Все родственники погибших и я, в частности, ждем суда над капитаном китайского судна. И надеемся, что узнаем, кто виновен в этой страшной аварии. Ведь наши сыновья могли спастись. У них был шанс, им нужно было только помочь. Но китайское судно после того, как образовалась пробоина в «Нафтогазе», развернулось и отошло в сторону. А в то время тонули наши дети. Спасшиеся моряки рассказывают, что судно полностью ушло под воду за три минуты. Но китайские моряки даже не помогли тем, кто выплыл. Им пришлось добираться до берега вплавь...
- Есть предварительные результаты расследования, которое проводила украинская комиссия?
- Нам говорят, что все обвинения должны быть предъявлены к китайскому судну и его капитану. Комиссия утверждала, что украинским представителям не давали данных из китайского порта. Но могу сказать, что и украинские следователи нам предоставили минимум информации.
- Вам известно, как погиб Александр?
- Сашу обнаружили в районе входа в машинное отделение. Спаслись лишь те, кто был на палубе. После удара образовалась пробоина размером четыре на четыре метра. После удара огромное количество воды сразу же хлынуло в трюм, и у тех, кто там находился, шансов спастись не было. Но полной картины происшедшего нет. Нам важно знать, как погибли наши сыновья и мужья. Капитан судна Юрий Кулемесин утверждает, что Саша был на палубе, а после столкновения побежал внутрь, наверное, спасать товарищей и судно. Также мне говорили, что девять погибших нашли в машинном отделении. Эксперты предполагают, что они забежали туда, а когда поняли масштаб аварии, выбраться уже не смогли.
- Если Саша направился спасать судно, то не предполагал, что рискует жизнью?
- Этого не могу сказать точно. Зато я уверена, Саша знал, что плавание - это всегда большой риск, так как море не терпит ошибок. И он был готов к судьбе моряка.
- Вы хотели бы присутствовать на суде?
- Особого желания нет. Но там будет представитель всех родственников с переводчиком. Наверное, остальные не хотят ворошить прошлое.