7 декабря

Украинские художники на теплоходе «Каледония» отправились покорять Босфор

Автор: Власов Егор

Краски сказочного Стамбула

Для полусотни украинских художников Турция превратилась на неделю в место для творческой командировки. При поддержке судоходной компании «Укрферри» талантливые мастера кисти и резца отправились туда на пассажирском теплоходе «Каледония». На борту  комфортабельного судна, курсирующего по маршруту Одесса-Стамбул-Одесса, находился и корреспондент «Николаевских новостей».
 

«Укрферри» соединяет берега
Цель  путешествия - берег турецкий, город Стамбул - современник древних греков и римлян, столица блестящей Византийской империи и не менее великой Османской.
Мы - это художники, журналисты во главе с живописцем, координатором творческих программ Национальной академии искусств и архитектуры, заядлым путешественником Михаилом Пархоменко, который  побывал более чем в шестидесяти странах на пяти континентах.
В нынешнем году судоходная компания «Укрферри»  отметит тридцатилетие открытия первой отечественной черноморской паромной линии. К этой дате  запланированы выставки работ украинских художников. Поэтому у менеджеров компании была только одна просьба - созданные  в путешествии работы остаются в дар компании «Укрферри». Затем все эти картины и скульптуры объединят в общую коллекцию, и они станут экспонатами выставки под названием «Соединяем берега». Выставка откроется в Одессе, затем отправится в Поти, Батуми, Варну, Стамбул и Дериндж, в порты, с которыми Одесса и Ильичевск связаны регулярными железнодорожно-паромными переправами.
Кроме того, что авторы работ поощрены путешествием в Стамбул на «Каледонии», для самих художников такое тесное сотрудничество с компанией «Укрферри» помогает во время финансового кризиса лучше всего реализовывать свой талант.
Посудите сами, все участники круиза - натуры творческие. Если отсутствие идеологических догм воспринимается художниками как дополнительный посыл к творчеству, то экономическая ситуация создает для них проблемы. А именно, кроме живописного таланта, художник должен иметь, по определению известного художника-передвижника Петра Нилуса, «способности убедить заказчика в том, что ему непременно надо иметь свой портрет в спальне. Надо уметь пристраивать свой товар - это искусство более редчайшее, чем нарисовать хорошую картину». Так сегодня поступают все художники мира, в том числе и украинские. Правда, результаты разные. Поэтому хорошо, что судоходная компания «Укрферри», не ставя никаких условий или ограничений ни в жанре, ни в количестве работ, сама идет на сотрудничество с людьми искусства, организовывая морские круизы, экскурсии с посещением исторических мест, самых красивых уголков турецкого побережья, чтобы художники набрались впечатлений для творчества.
 
 турфирма

Впервые на Босфоре
А впечатлений от круиза много.  Мудрые люди утверждают, что иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома. А наше путешествие - не один день, а целая неделя.
Началось все в Одесском морском порту, от причала которого отошел наш теплоход. Потом - открытое море и хорошая погода.
Время в пути пролетело быстро, благодаря экипажу «Каледонии», который приложил все усилия, чтобы наше путешествие по морю проходило с ощущением полного покоя и размеренности. Нам устроили экскурсию на капитанский мостик. Помощник капитана по пассажирской части  рассказал об истории, устройстве и возможностях судна. Каждому, кто хотел, дали постоять у штурвала, борясь с волнами и ветром.
«Никогда я не был на Босфоре» - вспомнилась есенинская строчка, когда наш теплоход рано утром пересек невидимую границу, отделяющую море от пролива. Все пассажиры, даже те, кто уже не единожды бывал на Босфоре, вышли из своих кают на палубу.
На протяжении почти двух часов, которые мы шли по проливу, перед нами открывалась сказочная панорама - восточный город с контурами крепостных стен. На европейском и азиатском берегах Босфора друг против друга стоят Румели-хисар (Румельская крепость) и Анатолу-хисар (Анатолийская крепость).
Дважды все участники круиза, как по команде, дружно поднимали голову вверх - над нами медленно проплывали подвесные мосты, впечатляющие своими размерами. Это - мост султана Мехмеда Фатиха и Ататюркский подвесной мост. Оба соединяют европейскую и азиатскую части Стамбула. Проезд по мостам платный. А вот проход пешеходам закрыт, в связи с тем, что мосты регулярно пытались использовать для совершения самоубийства.
По воде ходили стамбульские паромы, которые до постройки мостов были единственным средством переправы через Босфор. Они и сегодня служат главным транспортом, соединяющим европейский и азиатский берега, и в этот ранний час были заполнены направляющимися на работу турками, которые махали руками, приветствуя нас.
 

Турецкоподданные говорят на русском
Радушие и гостеприимство турок подкупает. Они всегда улыбаются, и даже если ты их не понимаешь, стараются объяснить, пошутить. Многие говорят по-русски. Наше общение с турецкими поданными в основном происходило на рынках. Стамбул - столица базаров. Мы заглянули на Египетский базар, который источал пьянящий восточный аромат. Дух захватывает! Перед нами мешки перца, корицы, орехов, сушеных трав, горы халвы, другие восточные сладости. Тут нескончаемый поток людей, причем, никто никого не толкает.
Запомнились жареные каштаны, бублики с маком, свежевыжатый сок - коктейль гранатового и лимонного сока. Попробовали турецкий яблочный чай. Ну, и конечно знаменитый турецкий кофе. Не решились на козье молоко, которое продают там как охладительный напиток.
 

Водица для султана
Впечатлил крытый рынок «Капалычарши», в котором вперемешку торгуют специями, керамикой, сувенирами и ювелирными украшениями. Ходили, смотрели, делали покупки, фотографировали. По определению одного из художников, вбирали в себя краски, звуки и запахи Стамбула. Но предпочтение было отдано не шопингу по рынкам, а экскурсии. Два дня мы провели в этом городе, это и мало, и много, поскольку за короткий срок была предоставлена возможность восприятия культуры нескольких тысячелетий.
Здесь и обилие минаретов, и сохранившихся памятников византийского искусства. Мы посетили собор Святой Софии, или Айя-София. Храм возведен в VI веке, а в XV перестроен под мечеть. В одной из мраморных колонн, облицованных медными плитами, находится отверстие, в которое полагается сунуть большой палец и повернуть по кругу кисть руки, загадав при этом желание.  
Побывали мы также в дворцовом комплексе Топкапы (Сераль) - музее с коллекцией султанских драгоценностей, музее-церкви Хора с византийской мозаикой.
Посетили наиболее известную мечеть - султана Ахмеда (Голубая мечеть). Уникальность ее в том, что она окружена шестью минаретами. А своим общеизвестным названием она обязана плиткам, по преимуществу голубого цвета, которые в количестве более 200 тысяч украшают ее внутри.
 

Запомнилась константинопольская цистерна Базилики - подземное водохранилище. Подсвеченные в темноте мраморные колонны создают необыкновенную атмосферу спокойствия. Поистине уникальный памятник, построенный прагматичными византийцами после частых осад, которым подвергался Стамбул. Отсутствие на территории города природных источников с питьевой водой заставило позаботиться о сооружении подземных водохранилищ.
 

В память о Стамбуле: «картина маслом»
…И если мне  Стамбул напоминал город из книги «1000 и одна ночь», то моим попутчикам - профессиональным художникам, изучавшим теоретически в вузах курс по истории искусств, мировой художественной культуре, все стамбульские памятники истории, архитектуры удалось впервые увидеть воочию. Художники уверяли, что прожили целую историческую эпоху, ярче представили себе образы и действующих лиц этой истории. Будем ждать их творения, навеянные турецкими впечатлениями.
Просмотров:
comments powered by HyperComments