Очередные изменения в Правила дорожного движения

Прощай, «кормилец» временный регистрационный талон!
Итак, свершилось то, чего так долго ждали многие наши водители. Постановлением №124 от 11 февраля 2009 г. "О внесении изменений в Правила дорожного движения" был положен конец поборам, связанным с навязыванием временных регистрационных талонов (ВРТ) водителям, управляющим не принадлежащими им транспортными средствами,.
Данное Постановление явилось одним из результатов акции автовладельцев, прокатившейся по всей Украине 5-6 февраля под девизом "Нет грабительскому транспортному сбору!". И хотя принятые изменения в Правила касаются не только ВРТ, ему, безусловно, здесь отведена главная роль.
Так, в подпункте "б" п. 2.1, прописывающем, какие документы должен иметь при себе водитель, слова "или временный регистрационный талон" отныне заменены словами "либо регистрационный или другой заверенный в установленном порядке документ, который подтверждает право управления, пользования или распоряжения данным транспортным средством".
Кроме того, п. 2.2 отныне разрешает любому водителю, использующему транспортное средство на законных основаниях, передавать в своём присутствии управление лицам, имеющим "права" соответствующей категории либо обучающимся управлению. (Напомним, раньше, по мнению ГАИ, это имели право делать только автовладельцы и лица, имеющие ВРТ.)
Что же касается самого ВРТ, то его никто не отменял и он продолжает действовать. При этом можно предположить, что отныне, когда необязательность данного документа признана и в Правилах (больше его наличие не требовалось ни одним нормативным актом), выдача ВРТ упростится, а его стоимость уменьшится. Ведь в ГАИ никогда не откажутся от столь выгодного бизнеса, как продажа за хорошие деньги копеечных бумажек.
А теперь давайте вернёмся к п. 2.1 Правил в новой редакции. Что подразумевается под "другим заверенным в установленном порядке документом, подтверждающим право управления, пользования или распоряжения данным транспортным средством"?
Конечно же, прежде всего, это заверенные в установленном порядке доверенность, договоры займа, залога или передачи имущества в управление. В то же время, новый Гражданский Кодекс, вступивший в силу 1 января 2004 г., не имеет таких понятий, как "доверенность на управление автомобилем" и "генеральная доверенность". Прежде всего, по той причине, что во всём цивилизованном мире владелец может доверить управление автомобилем без каких-либо бумажек, передав лишь техпаспорт, так как само по себе управление автомобилем не является представлением интересов владельца. Поэтому и у нас доверенности теперь выдаются только на совершение каких-то конкретных правовых действий от имени доверителя. Каких именно - прекрасно знают все нотариусы, но ничто не мешает придумать это самостоятельно.
Впрочем, возможны и другие варианты. Так, в соответствии со ст. 244 ГК Украины ("Представительство по доверенности"), доверенностью является письменный документ, который выдаётся одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. И какого-либо заверения, тем более у нотариуса, такая доверенность не требует. Таким образом, обычная доверенность, подкреплённая, например, поручением ежедневно посещать автослесаря с целью проверки уровня масла или представлять владельца в органах ГАИ на техосмотре и для урегулирования вопросов по штрафам, с правом вождения (управления), может быть заверена лишь подписью владельца.
И только "серьёзные" доверенности (с правом передоверия и совершения каких-либо юридических действий - например, снятия с учёта, продажи и т.д.) должны быть заверены у нотариуса.
Вопрос только в том, откуда о существовании Гражданского Кодекса могут узнать в Департаменте ГАИ, не говоря уже о рядовых инспекторах? А поэтому, для избежания проблем (до освоения правовой грамоты работниками ГАИ), на первых порах, наряду с доверенностью, написанной владельцем и заверенной его подписью (вместе с выписками из статей 244 и 245 ГК Украины), желательно возить с собой аналогичный документ, заверенной у нотариуса.
Впрочем, одновременно в Правила были внесены и другие изменения, коснувшиеся табличек с зелёными стрелками.
Так, отныне п. 8.7.3 "е", при наличии таблички с зелёной стрелкой,  разрешает поворачивать на красный сигнал светофора только "из крайнего правого (левого) ряда". Аналогичное требование появилось и в п. 16.9 подраздела "Проезд регулируемых перекрёстков": "Во время движения в направлении стрелки зелёного цвета на табличке, установленной на уровне красного сигнала светофора с вертикальным расположением сигналов, водитель должен занять крайний правый (левый) ряд движения и уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся с других направлений."
Конечно, и в этот раз, как всегда, когда за дело берутся непрофессионалы был допущен очередной "ляп". (Напомним, отныне изменения в Правила готовят не в НИЦ БД МВД Украины, переименованном в ЦБДД при ДГАИ, а непосредственно в Департаменте ГАИ.) Так, в изменениях, внесённых в п.п. 8.7.3 "е" и 16.9, отсутствует ключевое слово "соответствующий", без которого поворот в направлении зелёной стрелки на табличке хотя отныне и разрешён только из крайнего ряда, но формально это можно одновременно делать как из правого, так и из левого рядов.
Ещё одним следствием вышеупомянутой акции протеста автовладельцев стало Постановление Кабмина №94 от того же 11 февраля, ограничивающее "беспредел" эвакуаторов, промышляющих в столице в тесном сотрудничестве с работниками ГАИ.
В частности, теперь разрешена эвакуация автомобилей только в двух случаях: когда они делают невозможным движение транспортных средств по проезжей части, и когда невозможно устранить причину задержания на месте выявленного правонарушения.
При этом работникам ГАИ запрещено принимать участие в блокировке или эвакуации транспортных средств в случаях, не предусмотренных законом.
Ужесточены и требования к составлению протокола об эвакуации, который теперь должны подписывать: лицо, принявшее решение о доставке автомобиля на штрафплощадку, водитель эвакуатора, два свидетели, а также, в случае их присутствия, водитель автомобиля и страховой комиссар.
Тем не менее, положение об эвакуации автомобилей по-прежнему противоречит закону. Так, несмотря не то, что в соответствии со ст. 265-2 Админкодекса, за возвращение временно задержанного транспортного средства не может взиматься плата, в соответствии с Постановлением Кабмина, за транспортировку и хранение автомобиля на штрафплощадке, взимается плата в размере, установленном общим приказом МВД, Минфина, и Минэкономики.

Владимир Шляховой, журналист