«Дорожные» ТО будут проводить лишь в случае видимой неисправности авто

Комментарии:
Техосмотр с большой дороги
13 октября министр внутренних дел  Юрий Луценко подписал приказ №534 «Об утверждении порядка осуществления контроля за техническим состоянием колесных транспортных средств во время их эксплуатации», который по странному стечению обстоятельств был зарегистрирован в министерстве юстиции именно 17 ноября - в день вступления в силу новых штрафов.
Главной идеей этого документа стало расширение прав работников ГАИ, по проверке технического состояния автомобилей во время их эксплуатации. То есть, методом отлова на дороге. При этом исключение делается лишь для очень ограниченного контингента, в который входит спецтранспорт, военные и дипломатические автомобили, транспорт, движущийся в колоннах, и мотоциклы.
В случае выявления проблем с тормозами, выхлопными газами, рулевым управлением, колесами и шинами, а также переоборудованием транспортного средства положением предусмотрено составлять протокол о наложении штрафа (340-425 грн.), а также изымать талон ТО с последующим прохождением техосмотра по полной программе.
Нельзя не отметить, что ч. 1
ст. 121 Админкодекса предусматривает ответственность за управление водителями транспортными средствами с неисправностями тормозной системы, рулевого управления тягово-сцепного устройства, внешних световых приборов (в темную пору суток) или другими неисправностями, с которыми их эксплуатация запрещена, или переоборудованными с нарушением соответствующих правил. В то же время,
п. 31.6 правил однозначно запрещает движение транспортных средств только в следующих случаях:
а) рабочая тормозная система или рулевое управление не дают водителю возможности остановить транспортное средство или осуществить маневр во время движения с минимальной скоростью;
б) в темное время суток или в условиях недостаточной видимости не горят лампы фар (напомним, что п. 31.4.3 правил запрещает эксплуатацию транспортных средств только в том случае, если у них не горит лампа левой фары в режиме ближнего света) или задних габаритных фонарей;
в) во время дождя или снегопада не работает стеклоочиститель со стороны водителя;
г) неисправно тягово-сцепное устройство автопоезда.
То есть, даже при наличии целого ряда неисправностей, водитель, согласно п. 31.5 ПДД, имеет право двигаться кратчайшим путем к месту стоянки или ремонта. А так как это не запрещено, то незаконно составленный за это протокол и изъятие талона ТО можно будет обжаловать в суде.
Кому закон не писан?
Формально данное положение о дорожном техосмотре основывается на требованиях Законов «О милиции» и «О дорожном движении», а также утвержденных постановлением Кабмина положений «О ГАИ», «О некоторых вопросах реформирования системы техосмотра» и «Об утверждении порядка проведения техосмотра».
В соответствии со ст. 35 Закона «О дорожном движении», проверка техсостояния транспортных средств проводится исключительно аккредитованными субъектами хозяйствования, к которым ГАИ в принципе не имеет никакого отношения.
Согласно с п. 21 ст. 11 Закона «О милиции», работники милиции имеют право останавливать транспортные средства только в случае нарушения их водителями правил дорожного движения, при наличии признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспорта или загрязнении им окружающей среды, а также при наличии данных о том, что они используются с противоправной целью. Никаких других причин остановки закон не предусматривает. Положение «О ГАИ» лишь повторяет это же положение закона «О милиции».
Постановление «О некоторых вопросах реформирования системы техосмотра…» является чисто декларативным и лишь одобряет концепцию реформирования системы техосмотров. И о возможности проведения дорожных техосмотров в нем не сказано ни слова.
Что же касается постановления «Об утверждении порядка проведения техосмотра», то оно лишь подтверждает (п. 5) , что техосмотр транспортных средств предусматривает проверку их техсостояния исключительно субъектами хозяйствования. И хотя коммерческому размаху нынешнего руководства ДГАИ может позавидовать любой бизнес, формально ГАИ субъектом хозяйствования не является.
Кроме того, постановление устанавливает четкие интервалы между проведением техосмотра. Соответственно, никакие внеочередные техосмотры, тем более дорожные, данным постановлением также не предусмотрены.
Вывод: проведение дорожных техосмотров не только полностью не соответствует всем законам и подзаконным актам, на которых якобы базировался приказ №534, но и полностью им противоречит.
И щуку бросить в реку!
А что же минюст, в ведении которого как раз и находится проведение правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, а также их государственная регистрация?
Мы решили поинтересоваться в данном ведомстве, чем там руководствовались, регистрируя данный приказ? И хотя ответили нам совсем не то, что мы спрашивали, в министерстве все же согласились с тем, что данный приказ будет нарушать права граждан. Но, в то же время, регистрацию не отменили, ограничившись рекомендациями по внесению в него некоторых незначительных изменений.
Отреагировала на массовые обращения как перевозчиков, так и отдельных граждан и Генеральная Прокуратура, признавшая, что «отдельные положения порядка противоречат действующему законодательству», и предложившая МВД привести данный приказ в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Тем не менее, вопреки ожиданиям, в МВД не просто отреагировали на обращение минюста и прокуратуры, но и сделали это достаточно оперативно.
Так, уже 30 декабря Луценко подписал приказ №697 «О внесении изменений в приказ МВД №534 от 13.10.2008», который
15 января был зарегистрирован в министерстве юстиции.
В числе изменений, внесенных приказом №697, нужно назвать то, что теперь «дорожные техосмотры» будут проводиться лишь в случае наличия признаков, свидетельствующих о неисправности транспортного средства либо о загрязнении им окружающей среды. Из порядка исчезли положения, предусматривающие участие в данных проверках сотрудников автотехнической инспекции и представителей минэкологии. Не будут выявляться видимые дефекты подвески и шасси, а также подтекание топлива и масла. Соответственно, за это не будут забирать талон ТО. Исчез и пункт, освобождающий от «дорожного техосмотра» транспортные средства, прошедшие проверку техсостояния менее
45 дней назад.
Подводя итоги
Никоим образом не поддерживая наличия на дороге неисправных автомобилей, отмечу следующее. Прежде всего, техосмотр должен быть полностью переведен в цивилизованное русло. А ГАИ вообще должна быть исключена не только из процесса проведения
техосмотра, но и регистрации автомобилей и выдачи водительских удостоверений. Все это должно быть передано в ведение минтранса, так как это практикуется во всех цивилизованных странах и, в частности, в той самой Европе, к которой мы пытаемся себя причислить. А вооруженные сотрудники ГАИ, которые имеют право на досрочную пенсию за выслугу лет и другие льготы, должны работать на дорогах, а не перебирать бумажки или интересоваться  содержимым аптечки.
К тому же, сейчас и без данного приказа можно составлять протоколы за конкретные очевидные неисправности, что, собственно, предусмотрено действующими нормативными документами (тем же Законом «О милиции»). Например, днем - за повышенную дымность и тонированные стекла, а в темное время суток - за неисправные, неотрегулированные или измененные осветительные приборы. И приказ №534 для этого совершенно не нужен. Правда, если учесть, что практически все автомобили ГАИ сами имеют черные стекла, останавливать за это нарушение у них пока просто не хватает наглости.
Конечно, с подобными противозаконными приказами МВД нужно бороться. И поэтому отрадно, что украинские водители при поддержке ряда правоведов провели акцию протеста против данного беззакония, направляя заявления в генпрокуратуру, а также обращения министру юстиции и в ряд других ведомств. И хотя пока достигнут лишь частичный результат, как мы видим, даже в нашей стране можно чего-то добиться…

Владимир ШЛЯХОВОЙ, журналист