К чему еще должны быть готовы водители

Комментарии:
Штрафные баллы

В канун Нового года Кабмин подал в Верховную Раду законопроект, предусматривающий начисление водителям штрафных баллов за нарушение правил дорожного движения. Идея учета повторности нарушений отнюдь не нова - ее с успехом использовали еще в советские времена. Даже тогда, остановив водителя с двумя просечками в талоне из трех возможных, инспектор обычно потирал руки. А сейчас… В общем, у нас снова собираются ввести подобную систему, но уже в виде штрафных баллов. На словах это выглядит красиво, но между строк несложно прочитать, что главным в этом законопроекте являются вовсе не штрафные баллы, а стремление еще глубже залезть в карман к водителю.
Штрафные баллы за нарушение правил будут начисляться водителям в подразделениях ГАИ на основании постановлений о наложении административного взыскания. А в случае отмены или изменения соответствующего постановления вышестоящий орган (должностное лицо) или суд, который принял такое решение, в десятидневный срок должен сообщить об этом в ГАИ по месту вынесения предыдущего решения. По результатам обжалования постановления, начисленные штрафные баллы будут отменены или изменены.
Таким образом, штрафные баллы водитель заработает еще до решения суда, который может отменить несправедливое наказание. Но и после этого они могут быть отменены не полностью, а лишь частично. Кроме того, в ГАИ вполне могут сказать, что информация о снятии баллов в 10-дневный срок туда не поступила, а поэтому… по закону, снять баллы нельзя! То есть опять-таки появляется лазейка для «решения вопросов».
Поэтому в реальности все будет происходить так же, как происходит сейчас на техосмотрах, когда у водителей требуют предоставить решения судов пятилетней давности и квитанции об уплате штрафов за все минувшие годы. И очень даже вероятно, что в обозримом будущем каждому водителю придется самостоятельно носить в ГАИ решения судов для своевременной отмены несправедливо начисленных баллов.
Не менее примечателен и механизм учета штрафных баллов. В законопроекте об этом сказано так: «Сведения о начисленных водителю штрафных баллах вносятся в автоматизированную информационную систему регистрации, учета и контроля транспортных средств, их владельцев и правонарушений, и идентифицируются на талоне к удостоверению водителя транспортного средства, на котором нанесен соответствующий носитель идентификационных данных (магнитная полоска, микросхема и т.п.) и который одновременно может применяться как платежная карточка для уплаты штрафов».
Таким образом, на смену существующему талону предупреждений планируется ввести эдакий «черный ящик». Ведь в законопроекте отсутствует даже намек на механизм ознакомления водителя с количеством накопленных у него баллов. А значит, их в ГАИ смогут начислять на свое усмотрение. И водитель может узнать о том, что он давно уже набрал «зачетное» число баллов, например во время техосмотра, когда у него заберут «права». Для этого, по логике авторов законопроекта, вполне достаточно шесть раз сфотографировать водителя из кустов (отметим, противозаконно) и даже не вручать ему постановление о наложении штрафа - сам придет на техосмотр. А там можно забрать «права», если водитель не догадается «решить» вопрос другим способом.
Но это только цветочки. Самое «антикризисное» в этом законопроекте заключается в том, что талон к водительскому удостоверению «одновременно может применяться как платежная карточка для уплаты штрафов». А это значит, что на данной «карточке» должны лежать какие-то деньги. Какая сумма? На чьем счету? Кто этими деньгами будет распоряжаться?
Интересно, что в пояснительной записке к данному законопроекту Юрий Луценко написал: «Проект нормативно-правового акта не нуждается в проведении консультаций с общественностью».
Кстати, там же было отмечено, что «реализация данного акта не будет нуждаться в дополнительных материальных и других расходах госбюджета». Но несложно сообразить, что деньги на новом талоне должны числиться для того, чтобы ими можно было рассчитаться прямо на месте нарушения. А это означает, что все патрули ДПС должны быть оснащены соответствующими терминалами, которые стоят достаточно дорого. На кого лягут эти затраты? Конечно же, на водителей. И включат их, скорее всего, в стоимость талонов…
Что же касается штрафных баллов, то их на протяжении года водитель может заработать не более 30. Если эта величина не превышена - по истечении года баллы погашаются. А если их набралось
30 или больше, водитель будет обязан на протяжении 30 дней сдать теоретический экзамен по проверке знаний правил дорожного движения. Если же за этот период данный экзамен сдан не будет, у водителя изымут и «права», и талон предупреждений. А возвратят их только после успешной сдачи экзамена, с одновременным погашением штрафных баллов. (Штрафные баллы также погашаются по истечении срока лишения «прав».) При этом на сдачу экзамена отводится всего три попытки с интервалом не менее пяти дней. И в случае неудачи водителю придется прослушать теоретический курс по ПДД.
В законопроект по штрафным баллам совершенно непонятным образом затесались и мопеды, владельцам которых, по принятой у нас практике постепенного дожимания, еще больше усложнили жизнь. Так, если раньше регистрировать предполагалось только те мопеды, которые используются на дорогах государственного значения, то теперь, ощутив безропотную покорность населения, регистрировать намечено все мопеды без исключения.
Впрочем, маловероятно, что законопроект о штрафных баллах будет принят в таком виде. Ведь это может привести не только к тому, что водители, которых сейчас активно «разводят» для выполнения плана по штрафам и взяткам, начнут гораздо активнее отстаивать свои права. …

№№ статьи
Нарушение
К-во баллов
81
«Грязные» выхлопные газы
5
121 ч. 1
Эксплуатация неисправных ТС, переоборудованных, не прошедших техосмотр
5
121 ч. 3
Повторно в течение года 121 ч. 1
15
121 ч. 4
Нарушение правил пользования ремнями и шлемами
3
121 ч. 5
Управление незарегистрированным ТС, без номеров или с нечитаемым номерным знаком, без талона ТО
7
121 ч. 6
Повторно в течение года 121 ч. 5
15
121-1
Несоответствие номеров агрегатов
8
122 ч. 1
Превышение скорости (21-50 км/ч), нарушение правил остановки и стоянки, требований знаков и разметки, проезда пешеходных переходов, движения по тротуарам
5
122 ч. 2
Нарушение правил обгона, пользования осветительными приборами и мобильными телефонами, проезда перекрестков, проезда на красный свет, непредоставление преимущества общественному транспорту
7
122 ч. 3
Превышение скорости (свыше 50 км/ч), помехи транспорту со спецсигналами, остановка и стоянка, создавшие помеху движению
10
122 ч. 4
Создание аварийной обстановки
15
122-2
Невыполнение требования об остановке
15
122-4
Оставление места ДТП
20
122-5
Незаконная установка и использование спецсигналов
10
123 ч. 1
Въезд на ж/д переезд на запрещающий сигнал
10
123 ч. 2
Другие нарушения правил проезда ж/д переездов
5
123 ч. 3
Создание аварийной ситуации на ж/д переезде
15
124
ДТП с материальным ущербом
10
124-1
Непредоставление ТС милиционерам и медработникам
5
126 ч. 1, 2
Управление без необходимых документов, передача управления лицу без «прав»
5
130 ч. 1
Управление в состоянии опьянения или отказ от освидетельствования
25
130 ч. 2
Повторно 130 ч. 1
30
130 ч. 4
Употребление алкоголя после ДТП или остановки, но до освидетельствования
25

Владимир Шляховой, журналист