Возврат кредитной машины не всегда означает освобождение от долгов

Комментарии:
Невыгодные «заложники»
Рынок автокредитования уже «вкусил» последствия кризиса, и, по прогнозам экспертов, в этом году пятая часть кредитных авто может оказаться дефолтной (англ. default - «невыполнение обязательств»). Другими словами, по
20 процентам кредитных договоров заемщики не смогут своевременно выплачивать основной долг и проценты по нему.
По данным аналитиков, на сегодняшний день одна десятая часть всего автопарка Украины - кредитная. Таким образом, в Украине около 700-750 тысяч авто потенциально находятся в зоне риска. Ведь только треть из упомянутых нами кредитов были оформлены в гривне, остальные же - в иностранной валюте. Что произошло с курсом «гривна/доллар», известно всем.
Клиент банка может попасть в дефолт по двум причинам: либо он потерял работу, либо из-за возросшего валютного курса доходы не позволяют обслуживать валютный кредит. И в том, и в другом случае заемщик видит путь к спасению в одном: отдать автомобиль банку, остаться без машины, но и без долгов.
Однако тут нужно учитывать нюанс: без машины - да, а вот без долгов - может быть, и нет. Дело в том, что автомобиль - единственный залог, быстро теряющий свою стоимость вследствие амортизации, морального устарения и тому подобного.
Поэтому сумма продажи залога может и не перекрыть задолженность по кредиту. Как говорят банкиры, долг чаще всего выше рыночной стоимости автомобиля. Особенно, если это - «нулевка» (покупка без первоначального взноса) или «скороспелка» (в качестве первого взноса - 5-10 процентов стоимости).
Так как гривна стала почти вдвое дешевле, вполовину подешевели и взятые в кредит прошлым летом машины. При этом заемщики успели выплатить за них лишь небольшую часть. На этой разнице и может «погореть» клиент. Ведь оставшуюся сумму долга он будет обязан выплачивать по графику погашения, но уже без машины!
Но банкам все это тоже не выгодно, финансовые учреждения заинтересованы, чтобы им несли деньги, а не ключи от авто, которые неизвестно когда и за сколько удастся продать.
Поэтому совет в таких ситуациях специалисты дают следующий: не спешите отказываться от залога, попробуйте найти с кредитором общий язык.
Продавать авто или договариваться с банком?
1. Проконсультируйтесь с независимым специалистом авторынка и установите истинную стоимость вашего автомобиля с учетом его возраста и степени износа.
2. Пересчитайте сумму валютного кредита в гривну в соответствии с текущим курсом.
3. Отнимите от этой суммы реальную рыночную стоимость автомобиля, остаток своего долга и проценты.
4. Если результат - цифра со знаком плюс, можете обдумывать варианты возврата авто; если отрицательная - идите к кредитору, иначе попадете в еще более глубокую долговую яму.

Инна Григорьева, журналистка