Денег нет? Мы напечатаем!

Комментарии:
Если власти решат так проблему выплаты пенсий и зарплат бюджетникам, Украине грозит гиперинфляция
Кредит МВФ: куда девались $4,4 млрд. и дадут ли еще денег Украине?
В Украину прибыла миссия международного валютного фонда, чтобы посмотреть, стоит ли выдавать нашей стране следующий, февральский, транш. Следует ожидать, что основное внимание фонд уделит состоянию бюджета - исполнению в прошлом году и качеству сметы госфинансов на 2009-й.
МВФ и Мировой банк - кредиторы последней надежды в отсутствие иных, напуганных нарастающей угрозой неплатежеспособности Украины.
$16,4 миллиарда займа МВФ разбито на транши, первый из которых был зачислен на счета Нацбанка сразу же после заключения соглашения 31 октября 2008 года. Согласно программе с МВФ, украинские власти обязывались в 2008-м завершить год с дефицитом бюджета не более одного процента ВВП, а в 2009-м и вовсе принять сбалансированный бездефицитный бюджет.
Судя по совместному письму Президента и премьера директору-распорядителю МВФ, в котором они признают проблемный характер бюджета-2009, правительству не удалось выполнить взятые обязательства. А посему переговоры будут изнуряющими, последнее слово - за советом директоров МВФ, который в феврале решит, как быть с Украиной.
Для успокоения аудиторов
$4,4 миллиарда первого транша лежат нетронутыми на спецсчете в НБУ, но само их наличие позволило Центробанку истратить резервы на разные и не всегда оправданные цели, к примеру:
а) поддержку гривны ($6 млрд. в ноябре-декабре);
б) пресловутое рефинансирование коммерческих банков;
в) покупку у госбанков казначейских облигаций, чтобы добавить денег в бедствующий госбюджет.
Бюджетники: офицерам «заморозили» ползарплаты
Неправдоподобность бюджета на 2009 год была очевидна еще до его подписания. Но никто не рискнул прямо заявить о том, что денег в казне - максимум на полгода. Сейчас доходы бюджета упали «ниже плинтуса»: нет поступлений от налогов на импорт, нет поступлений от налогов на прибыль - предприятия и организации не работают, многие сотрудники распущены в отпуска за свой счет - нет подоходного налога. Так что серьезные проблемы с бюджетными выплатами «по всем фронтам» начнутся уже в феврале.
Главное финуправление минобороны уже разослало в части и гарнизоны уведомление, что за январь офицеры и контрактники получат лишь половину от положенного. Между тем, в самом ведомстве, по слухам, даже слово «кризис» употреблять запретили.
Правда, Кабмин иногда признает: «кто-то где-то кое-где у нас порой», но ни слова о глобальной проблеме выплаты зарплат бюджетникам. Формально ответственность за это возложена на местный бюджет. Но долги по зарплате по всей стране будут нарастать снежным комом. Может, премьер-министр собирается реагировать на каждый сигнал обращением в прокуратуру?
Пенсионная проблема
Ситуация с пенсиями еще хуже. Пенсионный фонд бодро отрапортовал, что средняя пенсия в прошлом году выросла на
50 процентов. Следовательно, в январе-феврале на их выплату понадобится на 50 процентов больше денег по сравнению с январем 2008-го. Основа начислений в ПФ - фонд зарплаты, который начал сокращаться еще с осени. Можно с уверенностью предположить, что в январе-феврале уровень зарплат в экономике в лучшем случае будет таким же, как год назад.
Откуда, спрашивается, Пенсионный фонд возьмет деньги на пенсии? Разумеется, из бюджета. Есть ли там деньги? Пинзенык - один из немногих министров, кто еще имеет смелость появляться на публике, уже ответил - при запланированной январской помощи из госбюджета ПФ в 2,4 миллиарда необходимо будет дополнительно еще выплатить 5,5 миллиарда гривен. Опять же - откуда их взять?!
Большинство пенсионеров вряд ли будет задаваться этим вопросом, складывая в кошельки свежеотпечатанные сотенные купюры. Если упомянутые 5,5 млрд. на февральские пенсии еще можно будет наскрести по казначейским сусекам, то в феврале (для марта) не будет и этого. И вряд ли кто-то даст в долг стране, где принимается «фантастический» бюджет на фоне тяжелой ситуации в экономике.
Что делать?
Остается два выхода. Первый - ужимать расходы бюджета, прежде всего пенсионные.
Второй - печатать деньги. Судя по всему, властям по душе именно второй путь, иначе не появилась бы в бюджете 84-я статья. Это фактически приказ НБУ финансировать расходы бюджета за счет печатного станка. Как это работает? Скажем, закончились в бюджете денежки. Правительство выпускает облигации, госбанки эти ценные бумаги выкупают и тут же предъявляют их на выкуп Нацбанку, чтобы вернуть деньги. Нацбанк обязан эти ценные (ценные ли?) бумаги выкупить. И все это может продолжаться бесконечно и закончиться еще одним «приветом» из 90-х - гиперинфляцией.
Первый путь потребовал бы от власть имущих остатков политической воли. Необходимо наводить порядок в расходах бюджета и прежде всего в Пенсионном фонде. Не может быть и речи об ужатии средних пенсий, но вот ограничить максимальные, которые зашкаливают за 25 тысяч гривен (прокуроры, судьи, нардепы) - давно пора.
Привилегированные пенсии не могут позволить себе пенсионные системы гораздо более благополучных стран мира. Есть и другие проблемы, без решения которых пенсионная система Украины обречена на летальный исход. Мы едва ли не единственные в Европе со столь низким порогом пенсионного возраста - 55 для женщин и
60 - для мужчин.
Вопрос пересмотра пенсионного возраста у нас до сих пор был политическим табу. Но время пришло. Повышать его необходимо осторожно и постепенно - те, кому год-два до пенсии, должны гарантированно уйти на заслуженный отдых, а вот для идущих следом пенсионный возраст должен сдвигаться.
Чего ждать от курса гривны?
Издерганная нацвалюта вскоре должна обрести спокойствие, если курс на уровне 8 с копейками гривен за доллар можно назвать таковым.
Аргументы «за» укрепление:
1. Резкое падение импорта.
2. Избыток валюты у банков, экспортеров и даже населения.
3. Маловероятный выход «Нафтогаза» на валютный рынок в ближайшее время, а значит, и отсутствие высокого спроса на валюту.
4. Дефицит гривны на рынке в случае, если НБУ будет следовать программе с МВФ и устоит перед соблазном «включать печатный денежный станок».
Аргументы «против» укрепления
(некоторым из них лучше не осуществиться ни при каких условиях):
1. Продолжение бизнеса на курсовых разницах, когда наличие трех курсов - официального, межбанковского и курса валютных интервенций НБУ - создает благоприятную среду для спекуляций тем, кто имеет опережающий доступ к чиновничьей информации.
2. Ликвидация дефицита посредством завуалированного печатания денег (через тот же выкуп НБУ гособлигаций - см. ст. 84 Закона о бюджете).
3. Прекращение программы с МВФ - вследствие игнорирования властями ее положений; к примеру, предоставление Нацбанком льготного кредита (под предлогом рефинансирования) какому-нибудь крупному банку, объявившему дефолт по своим внешним долгам.

Станислав Голубенко, журналист