Самый старый игрок «Судостроителя» Николай Степанов отметил 96-летие!

Комментарии:
Бывший полузащитник сам управляется по хозяйству, делает зарядку, совершает прогулки к морю и делает покупки на Привозе
19 декабря отметил 96-летие самый возрастной игрок команды «Судостроитель» Николай Андреевич Степанов. Живет дедушка в Одессе, а узнать о нем мне помог историк одесского футбола и пресс-атташе «Черноморца» Сергей Мартынов. Встреча с Николаем Андреевичем состоялась еще в апреле, а на днях по телефону мы пообщались с сыном ветерана Игорем: его отец чувствует себя бодро и передает привет николаевским любителям футбола.
В скромную квартирку на Первом Водопроводном переулке Степановы вселились осенью 1941 года. Так и живут почти семь десятилетий в тихом и неприметном доме, с типичным одесским двориком. В уютной квартирке Степанов хозяйничает самостоятельно, сам себе готовит еду, сам убирает. Понятное дело, что отца навещает сын. На память Андреевич не жалуется, помнит не только главное, а и детали.
С мячом Степанов познакомился в 1924 году, когда их семья жила на Земской (ныне - лейтенанта Шмидта) возле вокзала. Играли улица на улицу. В конце двадцатых годов выступал уже за жилкоповские команды в городских соревнованиях. Затем играл во время службы в армии. С 1934 по 1936 годы отыграл в Казани за местную динамовскую команду. Тогда там выступали и другие одесситы - два брата Борисевичи, Гудзев, Кумбари, Пуховский.
Позже, в 1939-м, многие одесские футболисты уехали на заработки в Алма-Ату, но не со всеми казахские футбольные начальники вели честные отношения. Обманули, как рассказывает Андреевич, и его, и Петю Щербакова, и еще Тафлю (это такое прозвище, а фамилию сейчас уже и не вспомнишь).
В том же году Степанов некоторое время выступал и за минский «Спартак», там же познакомился со своей будущей женой - Ольгой Антоновной. По возращении в родную Одессу Степанов устроился на кондитерскую фабрику, их «Красный кондитер» был второй командой в городе после знаменитого «Пищевика». Степанов в числе других «кондитеров» выступал и за сборную «Пищевика». Футбольную биографию прервала война.
Николай Андреевич вспоминает, как с тяжелыми боями отступали они из Бессарабии. Служили, что интересно, вместе все три брата Степановы - старший Николай, средний Леонид, младший Сергей. Раненый Николай лечился в госпитале на Кавказе, а затем снова оказался на передовой. Под Полтавой их часть окапывалась, оружия наши солдаты не имели. Немцы окружили на мотоциклах, все попали в плен. Сначала был лагерь в Полтаве, затем - пеший марш на Кременчуг, Кировоград, Александрию, Новоукраинку. От голода ежедневно умирало по сотне наших пленных солдат. Николаю Степанову повезло: он попал в бригаду пленных красноармейцев, работавших на новоявленного помещика.
Сумел сбежать и зимой 1942 года пешком добрался в родной город. Николай Степанов остался, пожалуй, один, кто может сейчас рассказать о совершенно малоизученной вехе в истории одесского (да и украинского футбола) - о матчах наших футболистов во время оккупации. Не только в Киеве играли бывшие динамовцы. Футбол жил и на захваченных немцами южных территориях. Одесская команда регулярно проводила матчи в Бессарабии, Румынии. Эти встречи помогали выжить семьям футболистов. На одной из фотографий довоенной команды «Красный кондитер» Степанов указывает на знаменитого до войны одесского игрока, члена сборной СССР Александра Штрауба. И уточняет, что умер он во время оккупации
в... бадеге (питейное заведение тех лет, - прим. авт.).
После Победы наш герой оказался в команде ОДО (Одесса), помнит даже, как в мае 1945 года сыграли они вничью 0:0 с одесской командой «Пищевик». За наш «Судостроитель» Николай Степанов играл в чемпионате СССР 1946 года, провел 22 матча. Рассказывает, что сначала в команду Николаева пригласили его младшего брата Сергея (отыграл за «Судостроитель» центральным защитником два сезона - 1946 и 1947 гг.), а затем - и Николая, выступавшего в амплуа полузащитника или защитника. О причинах неудач 1946 года ветеран вспоминает так, что команда буквально голодала, в то время, как другие команды были обеспечены питанием получше. Базировался «Судостроитель» тогда в санатории  (эти здания сохранились и доныне на улице Спортивной). В сорок седьмом Н. А. Степанов выступает за одесский «Водник», через пару месяцев по приказу маршала Жукова всех игроков этой команды перевели на сверхсрочную службу - в команду одесского Дома офицеров.
Закончил футбольную карьеру Николай Андреевич в команде «Локомотив». Видимо, не случайно, ведь после этого еще двадцать пять лет проработал проводником на поезде Одесса-Москва. А последней командой для брата Сергея был одесский «Металлург», за который выступали и николаевские футболисты.
Игорь Степанов, сын Николая Андреевича, выступал за любительские команды, был чемпионом области в составе «Торпедо» (Одесса). В Николаеве живет его друг Сергей Васильевич Кузнецов, с которым вместе играли в команде группы советских войск в Германии. Брат Сергей умер в 1981 году, его сын живет в Туапсе.
Сам Николай Андреевич приоткрывает рецепт своего долголетия: ежедневно он проводил три часа на море, загорал и купался. Даже сейчас он каждый день посвящает зарядке тридцать минут. В хорошую погоду ветеран и сейчас отправляется побродить по городу, заходит на Привоз.
Желаем Николаю Андреевичу Степанову - доброго здоровья и жизнерадостности, всем нам - оптимизма и уверенности в завтрашнем дне!
На снимке: Степановы: отец и сын.