Николаевские верфи: год несбывшихся надежд...

Комментарии:
Николаев теряет звание города корабелов
Вопреки ожиданиям 2008-й не стал годом возрождения николаевского судостроения. Конечно, на воду спущена пара-тройка «коробок» от судов, но подъема судостроения не произошло ввиду практически полного отсутствия заказов.   
Завод имени 61 коммунара
Это государственное предприятие отметилось в январе 2008 года  закладкой корпуса танкера-химовоза для голландской компании «Zanen». Свой заказ на николаевской верфи разместил Херсонский судостроительный завод. Ранее такие суда коммунаровцы не строили. Позже тут заложили корпус еще одного танкера для голландцев.
Первую «коробку» для «Занен» спустили 3 октября. Построили ее за 2,5 миллиона евро. В ноябре корпус танкера отправился на достройку в Румынию. Ожидалось, что до конца 2008 года на заводе заложат и третий корпус, на сей раз газовоза, но этого не произошло.
В сентябре появилось сообщение, что до конца 2008 года на заводе имени 61 коммунара приватизируют цех №32 как объект незавершенного строительства с земельным участком под ним. Решение о приватизации принял сам завод, согласовав его с министерством промышленной политики Украины. Но 19 декабря выяснилось, что запланированный аукцион по приватизации цеха не состоялся из-за отсутствия заявок.
Минувший год запомнился коммунаровцам еще и пожаром, который случился 11 мая. Горел сухогруз «Фобус», находившийся на заводе на ремонте.
ЧСЗ
Закладку двух судов и спуск на воду третьего судна началом возрождения завода как-то не назовешь. От ЧСЗ ждут большего.
Итак, на ГАКХ «ЧСЗ» в 2008 году заложили киль универсального судна для голландской компании Damen Shipyards Bergum. Контракт стоимостью 17 миллионов долларов был подписан Damen Shipyards Bergum и ГАХК «ЧСЗ» в декабре 2007 года и предусматривал строительство четырех корпусов. Также в начале года на ЧСЗ заложили корпус контейнеровоза для голландцев. Однако в октябре в связи с финансово-экономическими проблемами завод приостановил работы по строительству заказов для Damen Shipyards Bergum.
8 августа завод передал буксир для эстонского заказчика. А неделю спустя  ЧСЗ совместно с ООО «Порт-Сервис» спустил на воду корпус танкера для норвежской компании. Отметим, что «Порт-Сервис» заключил контракт с норвежцами на строительство двух корпусов, а в помощь привлек черноморцев.
Дамен Шипярдс Океан
В 2008 году николаевский судостроительный завод в очередной раз продали. Голландцы решили больше не иметь своих активов в Николаеве. Новым владельцем  верфи стала группа компаний Wadan Yards, которая в марте приобрела почти 100 процентов акций предприятия, принадлежавших раньше Aker Group. Группа компаний Wadan является собственностью инвестиционной компании FLC West, зарегистрированной в Люксембурге, 70 процентов капитала которой принадлежат российскому владельцу.
С приходом нового собственника николаевский завод получил и новое имя. 10 декабря собрание акционеров «Дамен Шипярдс Океан» решило переименовать верфь в ОАО «Вадан Ярдс Океан».
Параллельно с продажей «Океана» готовилась и продажа столовой судостроительного завода. 21 ноября Николаевское региональное отделение Фонда государственного имущества выставило столовую на аукцион по стартовой цене
2,2 миллиона гривен. Ее общая площадь составляет 2496,2 квадратных метров со вспомогательными зданиями и сооружениями, земельный участок - 5357 квадратных метров. В итоге столовую «Океана» таки продали.
18 декабря судостроительный завод Wadan Yards Оkean построил корпус танкера-химовоза для группы судостроительных компаний Wadan Yards AS. В этот день на торжественном спуске судна на воду присутствовал Президент Ющенко. Впрочем, торжества в этом событии мало, так как по контракту Wadan Yards Оkean строит только носовую и кормовую части судна, а достраивают его в Норвегии.
Сейчас на заводе Wadan Yards Оkean находятся в разной степени готовности танкер-химовоз и четыре корпуса судов для норвежской компании, а также три универсальных судна для «Укрречфлота». По словам генерального директора Wadan Yards Оkean Николая Романчука, завод имеет портфель заказов до 2010 года. Похоже, это единственная николаевская верфь, которая на плаву…