Непродуманность принятого госбюджета мы почувствуем уже ближайшие месяц-два

Комментарии:
Долговая яма 2009-го
Одна из особенностей бюджета - это строительство долговой ямы, причем само строительство тоже осуществляется за заемные средства. Забавно и горько было наблюдать, как торговались в сессионном зале за бюджет: правым партиям - пару сотен миллионов на музейное дело; аграриям - пару миллиардов директорам сельхозпредприятий, которые не платят селянам зарплату; армии - новую технику, хотя офицерам будет сложно выплачивать даже денежное довольствие.
Вот только делили при этом не реальные деньги, а будущие долги. В следующем году правительство намеревается занять на внутреннем рынке ни много ни мало - 70 миллиардов гривен! (это при том, что за 11 месяцев 2008-го минфину с помощью НБУ удалось наскрести
10 миллиардов). Госдолг увеличится, по крайней мере, вдвое - до $195 миллиардов. Проиллюстрируем это наглядным примером.
Принимая во внимание ожидаемую численность населения Украины (данные Госкомстата) на 1 января 2009 года - 46 миллионов 129 тысяч человек - еще в сентябре ожидалось, что, в перерасчете на каждого украинца, включая младенцев и нетрудоспособных, будет приходиться в 2009 году 2029 гривен долга. А после того, как украинская экономика посыпалась, причитающийся на каждого из нас долг (учитывая девальвацию гривны) взметнулся вдвое - до 4227 гривен на душу.
Зато Ощадбанк укрепили
Когда доходы бюджета перевыполнялись, все призывы откладывать лишки на «черный» день игнорировались. Услышаны они были лишь тогда, когда казна к ноябрю уже была полупустой. Учитывая, что налоговых доходов в следующем году будет хватать только на основные статьи расходов, Стабилизационный фонд будет наполняться заимствованиями. И расходоваться эти средства будут, в первую очередь, на пополнение капитала проблемных банков.
Первым кандидатом на рекапитализацию за счет средств налогоплательщиков стал Ощадбанк, капитал которого - за счет того же Стабилизационного фонда - должен быть пополнен на 11,7 миллиарда гривен (это почти столько же, сколько Украина в этом году потратит на оборону). Кстати, этих 11,7 млрд. еще нет - их напечатают в 2009-м по следующей схеме. Правительство выпустит на эту сумму казначейские облигации, «войдет» ними уставно в фонд Ощадбанка, а тот предъявит их в качестве залога Нацбанку для получения долгосрочного рефинансирования в сумме тех же 11,7 млрд. гривен.
Пенсии и зарплаты взяты в заложники
На пенсии и зарплаты бюджетникам должно бы хватить, если бы не два «но». Во-первых, в основу бюджету положен «среднепессимистический» показатель экономического развития - 0,4 процента роста реального ВВП - в то время как с этим ориентиром не согласен никто из экономистов, кроме кабминовских. Если же ВВП упадет, то потянет за собой и доходы бюджета, и мы услышим о проблемах с выплатой пенсий и зарплат по всей Украине.
Подкосить доходы может не только скверное и умышленно сверхоптимистическое макроэкономическое прогнозирование, но и тот факт, что они рассчитаны, в том числе на основе тех законопроектов, которые Рада собирается принимать только в январе.
Главный таможенник страны Хорошковский на телеток-шоу уже заявил во всеуслышание, что мытари направили руководству страны официальное письмо, в котором предупредили (читай: сняли с себя ответственность) о неминуемом недовыполнении - на 40 миллиардов гривен - плановых показателей, заложенных в бюджет-2009. А это 17  процентов всех доходов государственного бюджета.
Примерам такого авансового зачисления в доходы несуществующих законов несть числа. К примеру, в налоге на прибыль предприятий числится 1,2 млрд. грн. от крайне болезненного предложения, которое парламенту еще только предстоит обсуждать.
Правительство настаивает запретить плательщикам корпоративного налога относить на валовые расходы сумму затрат на приобретение товаров и услуг у плательщиков единого налога. Стоит ли углубляться, как это предложение может ударить по малому и среднему бизнесу?
Согласно бюджету-2009, пенсии и зарплаты бюджетников фактически заморожены и будут корректироваться только на размер фактической инфляции - предполагаемо, поквартальной. Нашумевший законопроект о приведении размера минимальной зарплаты в соответствие прожиточному минимуму остался за скобками бюджета, потомучто ко времени превращения проекта бюджета в закон он все еще оставался законопроектом, а посему его предписания были для правительства необязательны к исполнению.
А вот максимальные пенсии (в иных случаях зашкаливающие в Украине за 20-25 тысяч гривен), похоже, таки будут ограничены
12-ю размерами прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, то бишь шестью тысячами гривен на месяц. У этого нововведения полудетективная история - после того, как парламент отказался рассматривать изменения к пенсионному законодательству, это предложение прицепили втихаря «вагончиком» к совершенно иному законопроекту - о повышении рентных платежей за добычу газа. И оно проскользнуло.
Дефицит
Трехпроцентный - размером в
31 мрлд. грн. - дефицит госбюджета звучит приемлемо, было бы за счет чего его финансировать. Ведь во времена экономического спада государство должно увеличивать казенные расходы, а не сжимать их. А вот широко тиражируемые опасения, что дефицит может привести к приостановлению программы между Украиной и МВФ, беспочвенны.
Если читать подписанный властями Украины меморандум сотрудничества, в нем можно отыскать любопытную оговорку: разрешается любой размер дефицита бюджета в 2009 году, если он спровоцирован расходами на ту самую пресловутую рекапитализацию банков. А поскольку в бюджете на эти цели предусмотрено аж 44 миллиарда гривен, то и дефициту может быть найдено оправдание.
Впрочем, вопросы может вызвать не столько дефицит, сколько сам бюджет - степень его реалистичности и исполняемости, а также тот факт, что бюджет продлил жизнь сбору с купли-продажи иностранной валюты, невзирая на то, что МВФ неоднократно настаивал на его ликвидации.

Станислав Голубенко, журналист