Раньше политиков и чиновников презирали и высмеивали. Сейчас их начинают ненавидеть.

Конец иллюзий

Комментарии:
Уходящий год не только ударил по карману, но и привел к серьезным ментальным сдвигам.
В первую очередь 2008-й стал для нас дебютным годом большого Кризиса. Украинские граждане дружно вспоминают начало девяностых. Но тут есть одно существенное «но». В 90-х годах рядом с бывшим СССР, погруженным в хаос, находился стабильный и процветающий Запад - бастион демократических ценностей, готовый оказать поддержку неопытным постсоветским странам.
Гибель богов, бессилие всесильных
«Европа нам поможет!» - знаменитый тезис Остапа Бендера теряет актуальность. Европа больше не может опекать украинцев - у нее хватает собственных проблем. 2008 год был ознаменован полным крахом наших евро-атлантических надежд. Мы оказались предоставлены сами себе.
На наших глазах меняется мир, рушится привычная система координат. Рядовой украинец дезориентирован. Наверное, это главный итог уходящего года, и он внушает нешуточную тревогу. Ведь дезориентированное общество - идеальная добыча для политических демагогов, агрессивных радикалов и кандидатов в местечковые фюреры.
А власти, оказывается, нет
Более-менее стабильная экономическая ситуация позволяла нам относиться к политическим войнам со снисходительной иронией. Правящая элита играла в жизни рядовых граждан символическую роль - как семь фарфоровых слоников, которые стоят на комоде и, по идее, должны приносить счастье. Всерьез на этих слоников никто не рассчитывает, но и желания расколотить бесполезный зверинец не возникает. Пускай себе стоят...
Катастрофическое падение гривны, массовые увольнения заставили нас обратить взоры в сторону государства и увидеть, что его de facto нет. Рядовой гражданин осознал, что поддержки ждать неоткуда. Бездарность, бессилие и бездействие управленческой машины доводит людей до отчаяния.
Что нас ждет в 2009-м
Очевидно, в наступающем году будет окончательно разорвана призрачная связь между государством и украинским гражданином. Развод почти неизбежен - не ясно лишь, в какой форме он будет проходить. В объятой кризисом Украине также возможны два варианта.
Итак, «тихий» сценарий. Государство не в состоянии выполнять свои обязательства перед гражданами, а граждане забывают о государстве и выживают самостоятельно. Спутники такого сценария - невыплата зарплат и пенсий, деградация бюджетных служб, развал инфраструктуры, нарастание центробежных тенденций. В принципе, нечто подобное мы уже переживали лет 15 назад.
Но в современной Украине возможен и масштабный социальный бунт - подобный аргентинским событиям 2001-го, когда в стране произошел экономический крах.
Отчаявшийся человек превращает бунт в самоцель. Он не желает осознавать, что перемен к лучшему не будет - как не было их в Аргентине, где президент покинул свою резиденцию на вертолете, но экономический коллапс почему-то остался и был усугублен повальным мародерством.
Он не думает о том, что в случае серьезных беспорядков элита оперативно отбудет за рубеж вместе с капиталами, а наэлектризованная толпа займется погромами и грабежом многострадального среднего класса. Закон социального бунта не дает сбоев: в выигрыше неизменно остаются две категории населения - мародеры и стекольщики. Только им гарантирована добыча и работа...
Дезориентация украинского общества, легитимизация вооруженного насилия и растущая ненависть к бессильному государству - это чрезвычайно опасная смесь. Хочется верить, что она все-таки не превратится в коктейль Молотова.
 Михаил ДУБИНЯНСКИЙ,
журналист