Платье для Али

Комментарии:
Не только кровными узами обозначается родство
Чудесный день выдался первого сентября. В день знаний город преобразился: нарядные ученики, учителя, родители, цветы... Я тоже приобщилась к этому празднику. Десятиклассники средней школы №1 пригласили меня на первый урок. И вот в коридоре возле стенда «Лучшие ученики разных лет» я увидела Полину Ивановну. Она стояла с букетом роз и любовалась фотографией своего сына Дениса. С портрета смотрели внимательные глаза красивого парня. Мне хочется рассказать об этой удивительной женщине, которая, потеряв единственного сына, ни за что не захотела расставаться с его невестой...
Жила в городе одна милая женщина. Темные глаза, румянец во всю щеку и улыбка такая теплая, солнечная, что мужчины теряли головы. Но как только они приближались, Полина Ивановна становилась строгой и указывала на дверь.
- Как вам не стыдно! - возмущалась она. - Не видите, сын у меня, никого мне больше не надо.
В эти минуты она совершенно не кривила душой. После того, как рассталась с мужем, Денис стал для нее главным человеком. Заглядывая в глаза сына, она видела его отца и вспоминала свою юность. Ей было странно, что любовь, когда-то казавшаяся всесильной, разбилась о быт, неустроенность, болезни. Муж по-прежнему утверждал, что любит ее, но ревновал к своему ребенку, коллегам. Она пыталась оправдываться, улаживала бесконечные конфликты. А когда он приревновал ее к своему младшему брату, почти мальчишке, и ударил, она поняла, что больше так жить не в силах. Она сказала:
- Я ухожу, - Полина посмотрела на спину мужа, стоящего у окна, - мне ничего не надо, я забираю только Дениса.
Михаил обернулся, и она увидела, как изменилось его лицо.
- Пожалеешь, - кричал он вслед,  но будет поздно.
Я не буду утверждать, что она никогда не жалела о том, что осталась одна. Но она делала все, чтобы сын никогда не почувствовал ущербности. Полина хорошо запомнила слова своей мамы: «У несчастной матери не может быть счастливого дитя». А она всем сердцем желала сыну счастья.
Время шло, Денис рос. Позади остались порванные штаны, сломанные велосипеды, синяки на коленках и все то, чем сопровождается детство любого ребенка.
- Мам, - он заглянул к ней на кухню, - а я не один. Познакомься.
Она вышла в прихожую.
- Мы с Денисом в одном классе, - немного смущаясь, проговорила невысокая худенькая девушка.
Полина Ивановна приветливо улыбнулась и посмотрела на сына. Глаза Дениса сияли.
Так появилась в их жизни Аля. Нельзя сказать, что Полина была рада ее появлению. Нет, в глубине души она ревновала сына к этой девочке, но умом понимала, что все происходящее закономерно, все идет своим чередом. Сын вырос, полюбил, как когда-то полюбила она. И теперь только жизнь может проверить, насколько сильно это чувство.
- Мама, - однажды утром спросил Денис, - а у тебя знакомые в загсе есть?
- Что такое? - она непонимающе посмотрела на сына. - Что-то случилось?
- Мы с Алей хотим пожениться, - лицо парня стало напряженным. Он как-то замялся и продолжил. - Я хочу, чтобы она всегда была рядом, жила в нашем доме, хочу, чтобы она была моей...
-  Почему ты так торопишься?! - только и сказала мать. - Подожди, хоть восемнадцать пусть исполнится.
К решению сына Полина оказалась не готова. Девочка есть девочка, а жена - это уже совсем другое. Не успеешь оглянуться, как появятся дети, и ты уже бабушка. И впервые за последнее время она пожалела о том, что отвергла всех поклонников, что не хотела делить Дениса ни с кем.
- Садись, подвезу, - возле остановки притормозили синие «Жигули».
...Полине показалось, что она знает этого человека много лет. Ей захотелось рассказать ему о своих проблемах и еще, чтобы он пожалел, как когда-то в детстве жалел ее отец, когда она возвращалась домой с разбитыми коленками.
- Не берите в голову, - сказал Николай, - пусть все идет, как идет. А если уж ему так хочется жениться - со свадьбой поможем. У меня самого такой же парень вырос.
Сын Николая Андрей был почти ровесником Дениса. Он учился в военном училище в Харькове, а дома появлялся лишь на каникулах. С того дня эти двое мужчин незаметно вошли в жизнь Полины. Жена Николая умерла несколько лет назад от тяжелой болезни.  Полина Ивановна стала встречаться с Николаем и рассказала об этом сыну. Он не возмутился, только попросил не торопиться со свадьбой. И ей было странно слышать от него эти слова. Те самые, которые она говорила ему недавно. И наступил счастливый период ее жизни. В воскресный день собирались все вместе. Полина с Николаем, Денис с Алей. Два жениха и две невесты. Ели пироги с вишнями, потом молодежь уходила к друзьям, а они с Николаем шли гулять по вечерним улицам. Женщина думала о том, что, наверное, нехорошо быть такой счастливой, когда кругом столько бед. Не могла она знать, что и ей придется надеть черный платок - символ горя и скорби.
В июле стояла страшная жара. Старожилы утверждали, что такая погода бывает раз в десять лет, а то и реже.
- Мама, - Денис в одних шортах вышел из комнаты, - я на речку сгоняю. Если Аля зайдет, пусть ждет, я быстро...
Из окна увидела, как сын садится на велосипед, как, повернувшись к окну, машет ей рукой. Неясная тревога охватила ее.
- Денис, - высунулась мать из окна, - сыночек, вернись...
Аля пришла через полчаса, а через сорок минут в квартире зазвонил телефон и незнакомый голос сообщил Полине Ивановне, что  сын утонул...
Через время она вышла замуж за Николая. Судьбу не перепишешь. Андрей и Аля приезжали в их дом на каникулы. И однажды их пути пересеклись.
- Полина Ивановна, - крикнула Аля вглубь квартиры, - я приехала. Сняла туфли и побежала на кухню.
- Полина Ивановна...
- Ее нет, в магазин ушла, - сероглазый парень в военной форме разглядывал девушку.
Они смотрели друг на друга, и что-то происходило в сердце.
- Я пойду, - ей было неловко.
Аля встретила парня, которого полюбила в доме Дениса, в доме ее первой любви.
- Я провожу.
- Нет, я сама, - почти закричала она и услышала, как в прихожую кто-то вошел.
- Аличка, - Полина Ивановна обняла девушку.
После она постаралась реже бывать в этом доме, чтобы не встречаться с Андреем. Кто угодно, только не он. Полина заметила перемену в Але и очень расстроилась.
О любви Андрея к Але Полина Ивановна узнала позже, когда прочитала письмо Андрея к отцу. «Папа, - писал Андрей, - я давно уже люблю и хоть сейчас готов жениться», - строчки станут расплываться, когда она поймет, о ком идет речь.
Первыми чувствами были гнев и обида за Дениса. Как же она могла, ведь он так ее любил, хотел жениться? Подушка была мокрой от слез. Денис смотрел с фотографии грустными глазами.
«Предательница, - шептала женщина, - все забыла». Однако на смену эмоциям пришел разум.
- Аля должна быть счастливой, - откуда-то издалека всплыли слова Дениса, - ты помоги мне, мама.
Решение пришло неожиданно. Она позвонила Николаю, который уехал в другой город навестить больную сестру, и сообщила о том, что едет в Кривой Рог, где училась Аля.
- Зачем? - голос Николая был обеспокоенным. - Что-то случилось?
- Я потом расскажу, - успокоила она мужа.
До Кривого Рога Полина Ивановна добиралась автобусом. И беспокоило ее только одно: найдет ли слова, которыми уговорит Алю не отказываться от Андрея.
- Платье мы выбирали вместе, - рассказала мне Аля, когда я пришла к ним в гости. Андрей принес альбом, и она показала свадебные фотографии. Я смотрела на веселые лица молодоженов, на огромные букеты. И вдруг увидела на одном из снимков Полину Ивановну. Фотографу удалось поймать выражение ее лица. Слезы на глазах и улыбка.
Аля увидела, как внимательно разглядывала я этот снимок, спросила: «Правда, мама у нас красивая?». Я согласно кивнула. Редкий она человек. Мужественный, умный. Могла ведь в полном одиночестве остаться, а теперь будут бегать по ее дому сын или дочка Али - девушки, которую любил ее Денис. И примет она их как родных, потому что не только кровными узами обозначается родство.