Пассажиры боятся ездить в николаевских маршрутках, но альтернативы этому транспорту пока в городе нет

Комментарии:
Вокруг итогов социологического исследования в Николаеве
Центр социально-экономических и политических исследований и технологий «Перспектива» проводил в городе Николаеве исследование общественного мнения «Маршрутный транспорт Николаева глазами горожан». Целью исследования было выяснить, как сами пассажиры оценивают качество перевозок. А результаты огласили на пресс-конференции, на которую пригласили не только журналистов, но и представителей перевозчиков. А также для комментариев - заместителя Николаевского городского головы Александра Женжеруху, начальника городского отдела транспорта и связи Геннадия Иванова.
Разговор получился непростой и даже агрессивный. Многие цифры исследователей принимались в штыки представителями перевозчиков. Активно защищал перевозчиков начальник отдела транспорта и связи Геннадий Иванов и заместитель директора предприятия-перевозчика «АвтоВиола-Плюс» Игорь Терехин, в прошлом работник Николаевского горисполкома. Именно они обвинили исследователей в непрофессиональном подходе к изучению проблемы и заподозрили, что это чей-то заказ.
Подобное исследование центр «Перспектива» проводил три года назад. К сожалению, за это время практически ничего не изменилось. Лишь на 7,5 процента вырос пассажиропоток.  22,7 процента опрошенных пассажиров - считают, что цена за проезд в николаевских маршрутках соответствует качеству. При этом результаты исследования свидетельствуют о чрезвычайно высокой, по мнению горожан, опасности проезда в маршрутном транспорте - 58,4 процента респондентов. 70 процентов николаевцев просто боятся пользоваться маршрутками, считают это опасным, но выбора-то нет…
Как и три года назад, главная проблема николаевских маршруток - стоячие пассажиры. На второе место горожане поставили хамство водителей и кассиров. Но на пресс-конференции эти вопросы прошли вскользь. Больше всего возмущает представителей фирм-перевозчиков нерентабельность такого бизнеса, как пассажирские перевозки. Каких-то семь-восемь лет назад на маршруте в день водитель мог заработать около 100 долларов, а сегодня - всего ничего - 70-100 гривен.
И мы, пассажиры, по мнению перевозчиков, должны быть благодарны, что нам вообще оказывают такую услугу.
В подтверждение этого привели цифры: себестоимость проезда на маршруте протяженностью до 10 км - 1,67-2,13 грн., на маршрутах протяженностью 10-15 км - 2,02-2,68 грн., на маршрутах протяженностью 15-25 км - 2,79-3,91 грн., а протяженностью свыше 25 км - до 4,82 грн. Причем, это расчетные тарифы по методике минтранссвязи. Николаевские пассажиры платят меньше. А стоячие пассажиры - это проблема, наверное, неискоренимая. Мол, не будут же водители выгонять из салонов людей. Сами перевозчики объясняют эту проблему нестыковкой между себестоимостью тарифов, затратами на обслуживание маршрутки, работой водителя и доходом, полученным от перевозки.
По мнению Александра Женжерухи, пока не изменится законодательная база, не будут урегулированы финансовые вопросы по возмещению перевозчикам денег за перевозку льготного контингента, проблемы будут оставаться открытыми. И, скорее всего, цены на проезд в маршрутках будут повышены. Конечно, по словам вице- мэра, если и повысится стоимость проезда, то на копейки.
Согласно официальным данным, за день в городе Николаеве перевозят 370 тысяч пассажиров. Обслуживают их 12 фирм-перевозчиков. И из года в год  эта дюжина предприятий делает погоду в городе Николаеве. Точную цифру пассажиропотока в городе назвать никто не может. А от этого и зависит экономическая составляющая в расчетах. Именно эта тема вызвала негодование участников мероприятия.
По данным центра «Перспектива», за день в Николаеве маршрутки перевозят около 450 тысяч человек. Изучая пассажиропоток, исследователи выяснили, что официальные данные - 75,6 миллиона пассажиров в год - являются заниженными, по крайней мере, вдвое. Такое несоответствие ставит под сомнение обоснованность повышения цены на проезд в маршрутном транспорте.
На мой взгляд, за многие годы просто никто по-настоящему не захотел навести порядок в этом вопросе или же это просто невыгодно. До последнего времени пассажироперевозки были достаточно прибыльным бизнесом. И, к сожалению, мнение пассажиров с их требованиями сервиса и качества волнует перевозчиков в последнюю очередь.
Например, с января по октябрь сотрудники Госавтоинспекции зафиксировали около четырех тысяч случаев работы технически неисправного транспорта на маршрутах  города Николаева и области. Сто водителей вышли на работу пьяными. И этот список можно продолжать и продолжать. Так что раздражаться по поводу результатов исследований не стоит ни перевозчикам, ни представителям местной власти, защищая маршруточников, а лучше подумать о других, альтернативных формах работы с нарушителями и другом общественном транспорте.
Руководителям фирм-перевозчиков, думаю, нужно начать с малого - самим покататься в грязных маршрутках с невоспитанными водителями или 40 минут постоять на остановке в ожидании, например, 43-го маршрута. После 21.00 там маршруток  нет, хотя обязаннность обслуживать городские маршруты до 23.00 никто не отменял. И пока перевозчики к пассажирам будут относиться неуважительно, называя их «стояками», до тех пор будет существовать проблема.