Оштрафован на разбитой дороге

Комментарии:
Безусловно, повышать дисциплину водителей нужно. Но у нас любое благое начинание имеет два обличия.
И за первым - навести порядок на дороге - явно торчат уши (а вернее, руки) мздоимцев. Говорить об этом можно из-за двузначности нашего законодательства, когда одна рука (статья) дает (разрешает), а другая - забирает (в прямом и переносном смыслах). И здесь у водителей возникает закономерный вопрос: как им защищать свои права? Риторические вопросы о том, что делать, если выпил и остановили, мы оставим без ответа. А вот в неоднозначных случаях разберемся подробнее.
Например, ситуация, в которую попал николаевский автомобилист утром в понедельник 17 ноября - день «Х» введения новых штрафов.
«Я ехал по двухрядной дороге. Проезжая часть правого ряда находилась в плохом состоянии (бугристость), а поэтому был вынужден двигаться во втором ряду. Меня остановил инспектор ГАИ и выписал постановление о наложении штрафа на 500 гривен за нарушение п. 2.15 правил. Хотя я и изложил в протоколе причину происшедшего. В суде у меня заявление не приняли. Мотивируя, что, мол, это не имеет смысла, все равно решение будет принято в пользу гаишника. Что должен делать водитель в подобной ситуации, чтобы доказать свою правоту?»
И хоть п. 11.5 ПДД оговорено, что на дорогах, имеющих две и больше полос для движения в одном направлении, выезд на крайнюю левую полосу для движения в этом же направлении разрешается, если правые полосы заняты, а также для поворота налево, разворота или для остановки либо стоянки на левой стороне дороги с односторонним движением в населенных пунктах, когда это не противоречит правилам остановки (стоянки).
В то же время, никто не может заставить водителя ездить по ямам, поскольку это, прежде всего,
небезопасно.
Так, п. 3.1.1 ДСТУ 2587-97 гласит: «Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, наплывов или иных деформаций, затрудняющих движение транспортных средств». (В частности, для улиц и дорог категории Б, к которой и относится эта дорога, допускается глубина отдельных просадок и выбоин до 4 см, а наплывов - до 2 см.)
Соответственно, водитель имеет полное право объехать яму или другое препятствие на проезжей части, если, конечно, это не создаст помеху другим участникам дорожного движения. Во всяком случае, п. 12.3 правил гласит: «В случае возникновения опасности для движения или препятствия, которое водитель объективно способен обнаружить, он должен немедленно принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства или
безопасного для других участников движения объезда препятствия».
Но наличие такого препятствия необходимо доказать. Лучше всего сразу же на месте «нарушения» сделать соответствующие фотографии и (или) найти свидетелей происшедшего. А затем приложить фотографии и показания свидетелей к заявлению в суд. Хотя предварительно можно попытаться обжаловать действия данного инспектора у его непосредственного начальника.
Правда, со слов «потерпевшего», буквально на следующий же день дорожники отремонтировали этот участок улицы, спрятав таким образом все улики. Тогда можно затребовать в ДЭУ справку о том, когда и по какой причине на данном участке дороги проводился ремонт. А если справку там выдать откажутся, то указать об этом в заявлении в суд и приложить к этому заявлению ходатайство об истребовании судом соответствующих документов. (Напомним, что в соответствии со ст. 268 Кодекса Украины об административных правонарушениях, это право лица, которое привлекается к административной ответственности.)
Если все произошло, как утверждает водитель, то суд должен отменить постановление о наложении штрафа. А если не отменит - можно обратиться в апелляционный суд. И, наконец, можно выставить иск о возмещении ущерба (как материального, так и морального) организации-владельцу данного участка улицы, что прямо предусмотрено ст. 14 Закона «О дорожном движении».
Таким образом, в случае, если будет доказано, что штраф был наложен вследствие ненадлежащего состояния проезжей части, его должны отменить или переложить на дорожников. Но для этого, как минимум, в момент составления протокола ямы (или бугристость) действительно должны были присутствовать на дороге.

Владимир ШЛЯХОВОЙ, журналист