Не хочешь Lanos - ходи пешком!

Черный Василий
Комментарии:
Украинские автопроизводители требуют от Кабмина увеличить таможенные пошлины до 25 процентов
На украинский авторынок хотят вернуть старые времена. Импорт авто снова предлагают обложить пошлиной в 25 процентов. Напомним, что в связи со вступлением Украины в ВТО уже с 16 мая 2008 года ввоз новых импортных авто в нашу страну облагался 10-ю процентами пошлины. Чем это грозит для потенциальных покупателей нового авто в Украине? Ответ один - повышением цен на все новые автомобили.
Кому это нужно?
Об актуальности повышения пошлины заявил министр промышленной политики Владимир Новицкий. Он мотивировал свое заявление необходимостью «создать максимально благоприятные условия для функционирования отечественных автопроизводителей». А также отметил, что сегодня существует тенденция перераспределения рынка в сторону импорта, что, в совокупности с финансовым кризисом и снижением спроса, вынуждает автопроизводителей работать «на запас». Иными словами, машины не продаются, склады забиты, доходов нет.
«Или мы сдадим позиции импорту, или будем продавать собственные автомобили. От этого зависит будущее отрасли», - подытожил он.
Высокого чиновника дружно поддержали известные своим непосредственным отношением к отечественному автопрому люди - Тариэл Васадзе (корпорация
«УкрАвто»), Петр Порошенко (Луцкий автомобильный завод, корпорация «Богдан») и Дмитрий Святаш (корпорация «АИС»).
К примеру, Петр Порошенко заверил общественность, что при резком сокращении золотовалютных резервов страны ВТО позволяет принимать меры по сокращению импорта.
Кто против?
Само собой, против такой постановки вопроса выступили автоимпортеры и дилеры, которые, кстати, в минувшем году перечислили в госказну 4,98 миллиарда гривен и обеспечивают на сегодня работой 44 тысячи наших сограждан.
По словам гендиректора всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, нет никаких предпосылок вводить такой механизм для защиты автопроизводства, поскольку в Украине «производством» называют и сборку автомобилей, своего рода «скрытый импорт».
Кроме того, в случае повышения пошлин рынок уйдет в «тень», и бюджет только потеряет. Назаренко считает, что речь идет о переделе рынка в пользу трех корпораций.
Полностью в Украине собирают только Daewoo
Около половины новых иномарок, продаваемых в стране, собирается у нас. Полный цикл производства организован только на «УкрАвто» для Daewoo. Там же хотят вновь реанимировать полноценную сборку ЗАЗ, снятый с производства в сентябре.
Что же касается иных марок - ВАЗ, Chevrolet, Chery, Opel, Mercedes, - то они собираются в Украине из готовых узлов. Опыт «УкрАвто» переняли «Богдан» (ВАЗ, Hyundai, Kia), «Еврокар» (Volkswagen, Skoda, Seat), «АИС» (ВАЗ, Ssang Yong, Geely, Great Wall, Chana), которые также создали автосборочные цеха. Бизнес, до вхождения в ВТО и снижения ввозной пошлины до 10 процентов на импорт новых авто, был более чем выгоден.
Несмотря на нынешние проблемы, отечественные сборщики продолжают контролировать порядка половины рынка новых авто, что в денежном эквиваленте достигает $6-7 млрд.
12 пишем, а 22 в уме
Глава комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терехин зарегистрировал законопроект №3379 «О внесении изменений в Закон «О таможенном тарифе» с целью улучшения состояния платежного баланса Украины в условиях мирового финансового кризиса».
Документ вводит «временную целевую надбавку к действующим импортным тарифам в консервативном размере 12%» на ряд групп потребительских товаров. В том числе и на импорт новых авто. Срок действия «целевых надбавок» (читать - увеличение пошлины) в случае принятия закона - шесть месяцев. Правда, подписать закон пока будет некому - спикерское кресло по-прежнему вакантно.
Не ту страну позвали в ВТО
Мы не принимаем однозначно ни стороны импортеров, ни позиции отечественных автопроизводителей. Идет обыкновенная драка за рынок и баснословные барыши его автомобильного сегмента. И борьба эта без правил. Во всем цивилизованном мире во главу угла ставится потребитель. Ему предоставляется возможность выбирать. Покидает рынок тот, у кого сочетание цены-качества самое невыгодное.
В трудные времена, как сейчас, нормальное государство поддерживает своего товаропроизводителя иным способом, не таким, как у нас: «у одних отнять - другим отдать». Конкретный пример. Канцлер Германии Меркель пообещала отечественному автопрому финансовую поддержку в миллиард евро. И почему-то есть твердая уверенность, что она свое обещание выполнит. И речи об ограничении импорта там не идет.
Хотя у кого-кого, а у немцев настоящий автопром с их всемирно известными брендами - Mercedes, BMW, Audi, Opel и Volkswagen - уж точно не чета нашему с его наспех собранными ВАЗ и Lanos. Ведь немцы давно могли защититься «нашим способом» от наплыва на их рынок, скажем, японских машин. Но они не сделали этого, потому что там конкуренция по правилам настоящего рынка.
По сути, нас могут лишить выбора. Но автолюбитель, поездивший хоть на бэушной, но добротной иномарке, вряд ли позарится на новый Lanos. А ведь на фоне искусственного взлета цен именно эти машины, уже под шумок подорожавшие, станут самыми доступными в финансовом плане. И где же здесь конкуренция, и о каких рыночных отношениях мы тогда говорим? Явно погорячились функционеры ВТО, приняв нас в эту организацию.