Хотели как лучше, а получилось как всегда

Комментарии:
В число основных задач техосмотра теперь входит предотвращение совершения преступлений и административных правонарушений. Но каким образом это предотвращает преступления, документ не разглашает
Разговоры о внедрении европейской практики проведения техосмотра идут у нас уже достаточно давно. Суть ее достаточно проста и заключается в том, что проверку технического состояния транспортных средств проводят профессиональные автомеханики на обычных сервисных станциях. А стражи правопорядка занимаются непосредственно тем, чем они и должны заниматься.
Еще в начале 2006-го года в
ст. 23 Закона «Об автомобильном транспорте» были внесены изменения, предусматривающие передачу функции проведения техосмотра субъектам хозяйствования или, попросту говоря, сервисным станциям. А заодно тогда же Президентом Украины было подписано «Соглашение о принятии единых условий проведения периодических технических осмотров транспортных средств и взаимном признании таких осмотров», согласно которому автомобили, выезжающие за пределы государства, должны отвечать единым требованиям Евросоюза и стран СНГ. А 18 апреля 2007 г. Кабмин принял постановление «О некоторых вопросах реформирования системы государственного технического осмотра колесных транспортных средств», которое не несло в себе никакой конкретики, поскольку для реального реформирования данной системы требовалось принять еще целый ряд документов, регламентирующих как порядок проведения техосмотра, так и требования к субъектам хозяйствования, осуществляющим данный вид деятельности, технические требования к средствам контроля и ряд других документов.
Кто быстрее, тот и прав
И вот, пока в минтрансе готовили соответствующие документы, отвечающие европейским требованиям, в недрах Департамента ГАИ оперативно сверстали свои проекты. А когда свою версию данных документов подготовило транспортное ведомство, в Кабмине лишь развели руками, формально сославшись на то, что еще не рассмотрен аналогичный проект, поданный ранее.
В конце концов, 9 июля на заседании правительства были подписаны постановления Кабмина «Об утверждении порядка проведения государственного технического осмотра транспортных средств» и «Об утверждении порядка предоставления субъектам хозяйствования полномочий на осуществление проверки технического состояния колесных транспортных средств во время государственного технического осмотра».
Теоретически данные нововведения были призваны передать функции организации техосмотра минтрансу, поскольку техосмотр должны проводить аттестованные сервисные станции под контролем данного ведомства. При этом на первых порах, во время так называемого переходного периода, субъектам хозяйствования планировалось передать только функцию проверки технического состояния транспортных средств с последующим оформлением всех документов и получением талона ТО в ГАИ. И в конце концов, мы должны прийти к европейской практике, когда техосмотр заключается в том, что после проверки техсостояния на СТО там наклеивают на номерной знак «марку» с указанием даты очередного ТО. И никто никому не морочит голову ни с квитанциями, ни с медицинскими или другими справками.
Но пока полномочия субъектам хозяйствования на проведение проверки техсостояния будет предоставлять Департамент ГАИ, при условии положительного заключения специалистов минтранса и Госстандарта.
В то же время, из порядка проведения техосмотра исчез совершенно дурацкий тезис, лоббировавшийся ДГАИ и запрещавший проводить проверку технического состояния на сервисных станциях. Так что теперь (конечно, теоретически) право на это может получить любая СТО. В то же время, на гаишном «сервисе» проходить диагностику, скорее всего, будет проще, быстрее и дешевле.
Два лица техосмотра
Нельзя не отметить, что в соответствии со вновь принятыми документами произошли определенные изменения и в самом понятии слова «техосмотр». Теперь это - комплекс мероприятий государственного контроля за техническим состоянием и правомерностью эксплуатации транспортных средств, за уплатой их владельцами транспортного сбора и штрафов за административные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения.
При этом в число основных задач техосмотра теперь входит не только проверка квитанций об уплате штрафов, но и предотвращение совершения преступлений и административных правонарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств. Правда, то, каким образом техосмотр сможет предотвращать преступления, данный документ не разглашает.
В то же время, под проверкой технического состояния подразумевается процесс установления соответствия технических, экологических характеристик, характеристик энергосбережения, безопасности конструкции и технического состояния требованиям законодательства в сфере безопасности дорожного движения и охраны окружающей природной среды. И здесь сразу возникает вопрос: как определить, соответствуют ли характеристики энергосбережения транспортного средства требованиям законодательства или нет, если подобных требований просто не существует?
Теперь, как и прежде, техосмотр будет проводить подразделение ГАИ только по месту постоянной или временной регистрации транспортного средства. В то же время, проверка технического состояния может проводиться где угодно. Правда, срок годности протокола проверки технического состояния ограничен и составляет всего 45 суток.
Со следующего года владельцам транспортных средств станут назначать дату прохождения очередного техосмотра, при этом сроки его проведения растянутся практически на весь год. С 15 января по 15 декабря его будет проходить та техника, которая должна подаваться на техосмотр ежегодно или раз в два года, а с 15 января по 30 июня и с 1 июля по 15 декабря - те транспортные средства, которые проходят ТО два раза в год.
В новых правилах техосмотра впервые задекларировано, что
техосмотр при регистрации транспортных средств проводится без проверки технического состояния. По большому счету, так было и раньше (ну, какому нормальному человеку придет в голову проверять техсостояние нового гарантийного автомобиля?), но с тем отличием, что до сих пор за эту проверку брали (и сейчас берут) деньги.
Кто не успел - тот опоздал
Еще одним новшеством является то, что срок действия талона ТО отныне будет ограничиваться указанной на нем датой проведения следующего техосмотра. А эксплуатация транспортного средства с просроченным талоном запрещена, и такой талон будет изыматься. Аналогичным образом будут поступать и в случае выявления поддельного талона либо не принадлежащего данному транспортному средству; в случае выявления неисправностей, при которых эксплуатация запрещена, либо механических повреждений, которые могут угрожать безопасности дорожного движения. И кроме того, талон ТО теперь будут изымать при регистрации техники новым владельцем или при перерегистрации в связи с переоборудованием или со сменой номеров. А новый талон во всех вышеперечисленных случаях будет выдаваться только после проверки технического состояния и, естественно, после проведения техосмотра.
Перечень документов, которые должен подавать водитель при прохождении техосмотра, теперь несколько расширился. Так, кроме паспорта (копии справки с идентификационным номером предприятия и документа, подтверждающего закрепление автомобиля за водителем - для юридических лиц), водительского удостоверения с талоном, регистрационных документов на технику, медицинской справки и квитанций об уплате налогов и других платежей, необходимо предъявлять и ряд других документов.
В их число входят:
- непросроченный протокол проверки технического состояния, выданный субъектом хозяйствования, или международный сертификат технического осмотра, выданный центром технического осмотра для средств, выполняющих международные перевозки грузов и пассажиров;
- полис «автогражданки» или документ, подтверждающий право на освобождение от страхования;
- на автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов, - свидетельство об их допуске к перевозке таких грузов и свидетельство о соответствующей подготовке водителей;
- на автомобили, работающие на газовом топливе, - документ, подтверждающий проведение испытания газовой топливной системы в порядке и в сроки, установленные для данного вида оборудования и его комплектации;
- для автомобилей, оборудованных специальными звуковыми и (или) световыми сигнальными устройствами, необходимо разрешение на их установку и использование.
При этом в случае отсутствия любого из этих документов техосмотр проводиться не будет. Во всяком случае, официально. Кроме того, во время техосмотра будет проводиться проверка сведений о транспортном средстве, его владельце или уполномоченного им лице по имеющимся автоматизированным базам данных МВД относительно розыска, наложении ареста и т.п., а также своевременности уплаты штрафов за нарушение Правил.
Не пройдешь техосмотр - машину спишут в утиль!
Нельзя не отметить и еще одно новшество. Теперь, как и в советские времена, исправным считается транспортное средство, не имеющее внешних механических повреждений или следов коррозии. При этом все автомобили должны быть оснащены соответствующей аптечкой, знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем, отвечающим требованиям действующих стандартов, и огнетушителем. А грузовики с разрешенной полной массой свыше 3,5 т должны иметь не менее двух противооткатных упоров.
И конечно же, не обошлось без сюрприза для тех, кто хочет сэкономить за счет непредоставления на техосмотр тех транспортных средств, которые не эксплуатируются. (Прежде всего, это касается владельцев старых автомобилей и мотоциклов.) Теперь, если транспортное средство не проходило техосмотр шесть и более лет подряд либо установлен факт его пребывания в разукомплектованном и не пригодном для эксплуатации состоянии (!), либо невозможно найти его владельца, ГАИ будет его выбраковывать (списывать) и снимать с государственной регистрации.
Мораль этого новшества проста: не будьте жадинами! И если не хотите лишиться своего автомобиля - дайте раз в два года инспектору ГАИ сотню-полторы гривен. (Естественно, уплатив при этом все полагающиеся платежи.)
Нельзя не отметить, что новый порядок предусматривает определенные изменения в периодичности прохождения техосмотров, причем в одних случаях этот срок сократился, а в других - увеличился. Прежде всего, отныне исчезло разделение автовладельцев в зависимости от формы собственности транспортного средства. Так что юридические лица теперь смогут проходить техосмотры реже - с той же периодичностью, как и «частники».
В частности, вдвое увеличилась периодичность прохождения
ТО для автобусов и грузовиков, приспособленных для перевозки людей в случае их использования для предоставления услуг по перевозке пассажиров; а также для специализированных автомобилей, предназначенных для перевозки опасных грузов, которые теперь должны проходить техосмотр не ежеквартально, а два раза в год.
Зато все грузовые автомобили и прицепы полной массой свыше
3,5 т придется подавать на техосмотр ежегодно, хотя до этого грузовики и прицепы, принадлежащие физическим лицам, проходили его раз в два года.
Система изменена, но все останется по-прежнему...
Новый порядок проведения техосмотра должен вступить в силу с 1 января 2009 года. Соответственно, с этой же даты упраздняются правила, действующие в настоящее время. Но на самом деле в будущем году изменится, разве что, периодичность прохождения ТО. С большой степенью вероятности можно предположить, что на первом этапе ГАИ аккредитует, прежде всего, только «карманные» СТО да те точки, в которых диагностика проводится в настоящее время. И, соответственно, техосмотр по-прежнему можно будет проходить по действующей ныне схеме. А вернее, можно будет так же, как и раньше, покупать заветный талончик без прохождения техосмотра.
Впрочем, как ни странно, в ГАИ принятие данных документов считают поражением, а в минтрансе - победой. Ведь в ГАИ прекрасно осознают, что это лишь первый шаг к потере рычагов управления автопредприятиями и к устранению от столь лакомой «кормушки». В то же время, в минтрансе убеждены, что дело сдвинулось с мертвой точки, а внести изменения в уже действующие документы будет гораздо проще.

Владимир Шляховой, журналист