Амнистия 53-го

Комментарии:

1953 год принес с собой амнистию. В город Николаев нахлынуло множество лиц, освобожденных из северных лагерей.

И сразу осложнилась оперативная обстановка. Уголовный розыск регистрировал за сутки 20-30 грабежей,  шесть-восемь изнасилований. Горожане боялись выходить в позднее время из своих квартир. А тут еще «воры в законе» выбрали Николаев для своей сходки. Однако на следующий день после «съезда» восемь криминальных лидеров были арестованы. Руководил операцией начальник первого отделения угрозыска В. А. Ильин.
Проводились широкомасштабные мероприятия в местах скопления уголовных элементов. Под пристальное внимание милиции попали воровские притоны. В одном из таких рейдов принимал участие Алексей Скрипченко. Вдвоем с напарником они обнаружили в убогой квартире уголовника с подружкой - известной николаевской воровкой. После обыска парня с девицей повели в управление внутренних дел. Скрипченко предупредил уголовника: «Шаг в сторону, - и я стреляю!» Парень рванул на себе одежду, показывая, что  у него на груди наколка, изображавшая Сталина, а спину украшает портрет Ленина. Криминальные элементы наносили на тело лики вождей, считая, что в них не посмеет стрелять ни один работник правоохранительных органов. Скрипченко не смутился: сказал, что будет целиться ниже пояса.
Вышли на улицу Советскую. Возле ресторана «Три шара» столкнулись с подвыпившим армейским капитаном. Он полез обниматься с задержанным. Оттолкнув офицера, Скрипченко повел уголовника дальше. В управлении уголовника снова обыскали. Нашли тесак, который он ловко утаил, и сторублевку. Деньги вор успел вытащить из кармана пьяного офицера.
Через некоторое время вора осудили, а его подружку пришлось освободить. Она сразу же уехала в Херсон. Подальше от николаевских сыщиков. Девица не знала, что вслед за ней полетела милицейская ориентировка. Прошло несколько дней, и она была арестована в момент совершения кражи.
Прочесывания территории города Николаева проводились и после наплыва амнистированных уголовников. Так, оперативный состав трижды в неделю проводил подобные мероприятия на городском рынке, где ловили воров-карманников, скупщиков краденого, аферистов. Накануне праздников на патрулирование Николаева выходили все сотрудники милиции.  Начиналась эта работа с наступлением темноты, а заканчивалась на рассвете.
Большую работу проводили работники ОБХСС. Вот один из примеров.
В ресторане «Три шара» регулярно появлялись девушки-продавщицы. Красивые, хорошо одетые, они являлись сюда в обеденный перерыв. Официантки знали постоянных клиенток и обслуживали барышень моментально.
На этот раз перед компанией продавщиц очутилась бутылка вина, холодные закуски, цыплята, кофе, пирожные, конфеты…
Шел 1953 год, и пир тружениц прилавка привлек внимание молодого человека, который в отдалении скромно поедал жидковатый суп. А вечером на стол начальника ОБХСС легло сообщение. В его основу был положен вопрос: на какие деньги предаются излишествам советские продавщицы? Время-то было нелегкое, многие жители города Николаева испытывали материальные затруднения. У магазинов постоянно выстраивались очереди за сахаром, мукой, промтоварами.
Продавщицами занялся лично начальник ОБХСС майор Николай  Орленко. Было установлено, что барышни ведут достаточно широкий образ жизни. К ним даже являлась женщина из парикмахерской, делая девушкам маникюр, завивку прямо на рабочем месте. Стало ясно, что труженицы прилавка, помимо зарплаты, имеют другие доходы. Какие? На этот вопрос ответила опергруппа, куда входили сотрудники ОБХСС  Борисов, Федотов, Брылев. Они установили, что все дело - в рулонах ткани. Эти рулоны поступали со всех концов СССР, и почти каждый содержал излишек материала. По инструкции его надо было измерить и зафиксировать результаты измерения. Мерили и фиксировали. Скажем, в рулоне содержится 1 метр 50 сантиметров излишка, а фиксируется 15 сантиметров. Остальное реализовывали. Хорошие ткани тогда были дефицитом и стоили дорого.
Следствие изобличило преступную группу, а суд приговорил ее участниц к заключению в лагерях.
Махинации с товаром приводили к тому, что у некоторых преступных лиц скапливались большие суммы денег. Как-то производили обыск у одного дельца, жившего на Старом Водопое. Ничего не обнаружили. А потом обратили внимание на ложе дряхлой старушки, которая жалобно стонала в уголке. Попросили ее встать и начали исследовать матрац. В нем были пачки денег. Их было столько, что пришлось паковать их в большую хозяйственную сумку.
В 1954 году оперативный состав ОБХСС, руководимый Орленко, реализовал ряд групповых дел  по расхитителям социалистической собственности и спекулянтам, что сопровождалось арестом 80 человек.
Николай Иосифович Орленко был фронтовиком, орденоносцем, в органах НКВД служил с 1939 года. С 1949 года возглавлял ОБХСС управления милиции УМВД по Николаевской области. В 1954 году был выдвинут на должность заместителя начальника управления милиции УМВД.