Украинцы все больше тратят на выпивку

Комментарии:
Алкогольный рынок в нашей стране растет быстрее, чем в любой стране мира
Исследование, проведенное американской компанией The Nielsen Company, дало тревожный результат: затраты на спиртное растут во всем мире. И быстрее всех в этой гонке мчится Украина. На 43 процента вырос наш алкогольный рынок всего за год - с 2006-го по 2007-й!
Нет, по количеству выпитого средний украинец - пока не лидер: россиянина, например, пока не перепил. И по абсолютной цифре затрат - тоже: где нам со Штатами равняться? Оказывается, на этот сумасшедший рост работают все наши реалии. Алкоголь - товар уникальный. Что бы ни происходило со страной, ее граждане будут тратить на выпивку все больше и больше.
И помешать этому может лишь военная разруха либо особо суровый сухой закон. Зарплаты растут быстрее цен? Возьмем спиртного, сколько душенька велит. Цены взлетели? Все равно купим столько же, а на чем сэкономить - придумаем. Вложились в наши алкогольные успехи и школьники, которые распробовали «слабоалкоголку»: по данным ВОЗ, у нас пьет уже 40 процентов старшеклассников. Первое место в мире! Юные россияне - только на пятнадцатом…
Знающий человек
Почему спиртное у нас все популярнее? Об этом рассказал завкафедрой социальной психиатрии Национальной медицинской академии последипломного образования им. П.Л. Шупика, профессор, доктор медицинских наук Анатолий Чуприков.
- Чтобы там ни говорили (мол, бедность, другие социальные факторы), люди пьют, прежде всего, ради психотропного эффекта алкоголя, - констатирует Анатолий Павлович. - Несмотря на то, что, по мировой статистике, продолжительность жизни (а значит, физическое здоровье) человека все время растет, здоровье психическое и эмоциональное, увы, ухудшается.
Это благодатная почва для депрессий и стрессов, которые большинство гомосапиенсов «лечат» преимущественно спиртным. Реклама алкогольных и слабоалкогольных напитков только подпитывает ложное убеждение: «Без бокала, как говорится, нет никакой радости в жизни».
Пьют бомжи и олигархи
В нашей стране пьют люди всех слоев общества. Что касается среднего класса (к нему причисляет себя большинство украинцев из среды бизнеса и интеллигенции), то он употребляет более дорогие напитки. Это само по себе, конечно, лучше, чем пить самогон со всеми его сивушными маслами и ядами, но, увы, от зависимости не спасает. По словам Анатолия Чуприкова, пиво, разного рода тоники и «шейки» особенно опасны для женщин. Их вылечить от алкоголизма очень сложно.
- Среди моих пациенток есть те, кто не может жить без пива, - делится профессор. - Есть одна дама из обеспеченной семьи, которая подсела на шампанское. Только «шампусик», ничего другого она не пьет. Тем не менее - это уже алкоголизм.
А вот зависимых от виски, коньяков по цене, сравнимой со средней зарплатой украинца, у нас практически, а может, и вовсе нет - на таких напитках не сопьешься.
Личный пример заразителен
На вопрос, как остановить эпидемию алкоголизма (а это именно эпидемия!) в нашей стране, у профессора Чуприкова ответ однозначный. Нужно воспитывать культуру здоровья.
- Сегодня никто не тратит деньги на то, чтобы по телевизору лишний раз прозвучали призывы: «Трезвейте! Оздоравливайтесь! Думайте о детях, о своих семьях, а не о сиюминутном удовольствии». У нас нет культуры здоровья потому, что нет пропаганды здоровья, - уверен профессор. - А она должна начинаться на уровне государства и его глав. По большому счету, чтобы народ отрезвел, он должен каждое утро видеть Ющенко, бегающего на стадионе.
Цифры
Лидеры по росту алкогольного рынка в 2007-начале 2008 года:
Украина - 43%;
Венесуэла - 29%;
Аргентина - 23%;
Россия - 17%;
Польша - 15%;
Бразилия - 12%;
Таиланд - 12%.
Расчет проводился среди стран, чей оборот алкогольной продукции превышает $1 млрд.
По данным агентства The Nielsen Company