Атака на правительство провалилась бесславно

Комментарии:
«Секретариат Президента и регионалы торпедировали госбюджет, который должен был дать людям 30 миллиардов»
Количество недругов правительства Тимошенко возрастало прямо пропорционально количеству собранных в государственный бюджет денег. Свыше 30 миллиардов гривен дополнительных поступлений, которые еще вчера скрывались от народа, свыше 30 миллиардов в виде пошлины и налогов, извлеченных из карманов олигархов, - это вылилось в настоящую истерику антиправительственных кругов.

На прошлой неделе недовольство переросло в решение отправить Тимошенко в отставку, возвратить прибыль, реставрировать схемы, по которым грабился государственный бюджет.
Украине везет на сильных женщин. Когда премьер-министр спокойно предложила проголосовать по вопросу о недоверии правительству, сначала ей не поверили. Ко мне посыпались звонки журналистов, которые просили объяснить, в чем секрет. Ведь почти неделю оппозиция старалась убедить их, что БЮТ заблокировал работу Рады исключительно из-за страха потерять правительственные портфели.
Заволновались не только представители прессы, во фракции БЮТ бурлили эмоции и у кое-кого из моих коллег. «Голосовать карточками - это самоубийство, часть «регионалов» уже полетела на отдых, но их карточки остались в зале, и при поддержке нескольких ренегатов из коалиции они будут иметь 226 голосов, мы потеряем свое правительство», - аргументация казалась убедительной. Однако во фракции БЮТ Юлия Тимошенко имеет не просто авторитет, она - неформальный лидер, и ее решение идти на голосование по вопросу недоверия правительству поддержало большинство.
В результате атака на правительство захлебнулась - за отставку Юлии Тимошенко в полном составе не проголосовала даже Партия регионов. Вместе с тем, от голосования отказались коммунисты и блок Литвина. Не решились предать коалицию и несколько депутатов из пока неформальной группы «Единый Центр». Правительство Тимошенко подтвердил вотум доверия парламента, и это наилучшая оценка его работы. Однако после этой бури хорошо было бы понять, чей сценарий по дестабилизации ситуации в Украине провалился с таким громким треском в эти дни?
Свыше 800 замечаний за первые 100 дней работы правительства. На фоне мирового кризиса, галопирующего роста цен на нефть украинская власть показала не просто отсутствие единства, а какую-то озлобленную грызню. Собственно, критика звучала со стороны Секретариата Президента, где, вопреки своим урезанным полномочиям в парламентско-президентской республике, чиновники вообразили себя кем-то на манер «надминистров».
За первые три месяца - в среднем каждый день - правительство, которое только начало оздоровлять экономику, получало восемь критических замечаний от Президента Ющенко, Виктора Балоги или его многочисленных заместителей. Сначала это удивляло, а позднее стало понятно, что это продуманная тактика, направленная на создание недовольства в обществе.
Однако первым результатом работы пропагандистской машины стало не падение доверия к правительству, а подрыв доверия министров к своему Президенту, чей Секретариат фактически каждый день бил их в спину. Настойчивая работа Виктора Балоги на уничтожение кредита доверия правительству в обществе привела к недоверию в «НУ-НС» относительно искренности действий Президента и его окружения.
Состоянием на конец весны, не считая безусловные успехи нового правительства в укрощении инфляции, на фоне стремительного роста цен в соседних странах, в Секретариате Президента начали понимать, что они уже не имеют поддержки даже в своей фракции. Впервые требования отправить в отставку членов Кабинета министров от «НУ-НС» и заменить их на более лояльных к Виктору Балоге людей вышли за пределы узких встреч премьера с Президентом. Об этом начали открыто говорить народные депутаты от «НУ-НС».
Приняла бы тогда Юлия Тимошенко предложенные Президентом правила игры - стала бы на некоторое время для его Секретариата «хорошим премьером»? Наверное, да. На месяц или два шквал необоснованной критики, возможно, и утих бы. Если собрать вместе информацию, которая звучала тогда из разных источников, Президент требовал отставки почти всех министров от «НУ-НС», включая и вице-премьера Ивана Васюника. Абсолютно лояльным к двум Викторам - Балоге и Ющенко - в Секретариате считали только министра семьи и молодежи Виктора Павленко, отставки которого никто не требовал. Понятно, что Юлия Тимошенко в ответ на эти необоснованные требования предложила двигаться законным путем.
Отставки своих министров могла бы требовать фракция «НУ-НС» в парламенте, которая является коллективным членом демократической коалиции, но отнюдь не Президент. А наиболее «неугодного» Секретариату министра внутренних дел Юрия Луценка, согласно Конституции, назначает не Президент, а избирает Верховная Рада по представлению премьер-министра. И то, что Тимошенко согласилась с рекомендацией Президента во время формирования правительства, еще не означает, что изменился закон.
В результате никто из министров «НУ-НС» в отставку так и не ушел. Как следствие, «правительство демократической коалиции» стало превращаться в «правительство Юлии Тимошенко», вызывая все большее раздражение у тех, кто не смог поставить его под свой незаконный контроль.
Тем временем Кабинет министров, оздоравливая экономику, наступал на бизнес-интересы тех, кто с недавнего времени внимательно слушает Президента, радушно принимая его замечания и идеи. Борьба за богатый нефтью и газом шельф Черного моря с оффшорной компанией «Венко-Прикерченская» вскоре принудила правительство вступить в конфликт с интересами самого богатого олигарха Европы Рината Ахметова.
Вместе с тем, значительный прогресс в сборе налогов препятствовал интересам тех, кто привык продавать украинский металл за границу через оффшорные фирмы, скрывая настоящую прибыль. Прикрылась и лавочка НДС, которая еще в прошлом году приносила многомиллионные прибыли просто «из воздуха» по схеме: несуществующий экспорт - откат сборщикам налогов - возвращение реальных денег в виде компенсации НДС.
По контрабандистам чувствительно ударила самоотверженная работа Валерия Хорошковского. Слова из поэмы Ивана Котляревского «Энеида» лучше всего описывают действия украинских таможенников за полгода: «Где общее добро в упадке - забудь отца, забудь и матку, спеши Отчизну защищать». В результате ведомство Хорошковского нажило десятки влиятельных и озлобленных врагов, но принесло дополнительно в Государственный бюджет свыше 20 миллиардов гривен.
Интересно, что эти 20 миллиардов свидетельствуют не только об успехе таможенников, но и об объемах контрабанды времен предыдущего правительства. Ведь эти деньги могли попасть к плану поступлений государственного бюджета на этот год, однако о них даже не имели представления в минэкономики и минфине.
И таким образом, количество врагов правительства Тимошенко возрастало прямо пропорционально количеству собранных в государственный бюджет денег. Свыше 30 миллиардов гривен дополнительных поступлений, которые еще вчера скрывались от народа, свыше 30 миллиардов в виде пошлины и налогов, извлеченных из карманов олигархов, -  это вылилось в настоящую истерику антиправительственных кругов.
Центром кристаллизации недовольства правительством стал Секретариат Президента и Партия регионов, где, как отмечают обозреватели, сконцентрировалось больше всего олигархического капитала. На прошлой неделе недовольство переросло в решение отправить Тимошенко в отставку, возвратить прибыли, реставрировать схемы, по которым грабился государственный бюджет.
К счастью, кроме бизнес-интересов в парламенте есть еще и враждебные к правительству, но сугубо идеологические коммунисты, и хотя иногда и популистские, но не вороватые депутаты из фракции Литвина. Фактически эти две фракции не имели мотивов уничтожить правительство сегодня.
Страна нуждается в нормальной работе успешного правительства, а не политических распрях, инициированных Секретариатом Президента. Но интересы страны не совпадают с интересами тех, кого принудили прекратить воровать…
Атака на правительство провалилась бесславно, но в агонии Секретариата Президента и регионалов был торпедирован и государственный бюджет. Все дополнительно собранные деньги останутся на счетах Госказначейства до осени. Но это уже совсем другая история...
Виктор Уколов, народный депутат Украины