Бомба замедленного действия

Николаевские взрывотехники лучше других знают, как уничтожать мины, гранаты, фугасы, взрывчатые вещества

Комментарии:
Помните нашумевшее дело террористов-«комсомольцев»? А еще один террорист с помощью самодельных взрывных устройств угрожал взорвать гостиницу и бар. Был изъят и целый арсенал взрывных «самоделок» в доме в Широкой Балке

Есть в милиции подразделение, работа сотрудников которого освещается незаслуженно мало. Хотя они рискуют жизнью ничуть не меньше оперативников-убоповцев, сыщиков угрозыска. Это - эксперты-взрывотехники взрывотехнической службы Научно-исследовательского экспертно-криминалистического центра УМВД Николаевской области. Служба была создана десять лет назад при тогдашних экспертно-криминалистических центрах УВД областей специально для поиска, обнаружения, транспортировки и уничтожения разнообразных взрывных устройств при реальной угрозе их взрыва.
С первых дней службу возглавляет подполковник Булат Ахатов, в прошлом армейский сапер. Взрывотехническая служба, в которой насчитывается всего 7 человек, условно состоит из двух отделений. Первое занимается поиском, изъятием и уничтожением взрывных устройств. Прежде всего тех, от взрыва которых могут пострадать люди и материальные ценности. Эти устройства могут быть как промышленного, так и кустарного изготовления.
Примеров опасной для жизни работы экспертов-взрывотехников можно привести великое множество. Наиболее памятные из них - изъятие взрывчатки, в том числе и гусятницы с полутора килограммами «пластида» в доме на улице Николаевской. Помните нашумевшее дело террористов-«комсомольцев»? А еще один террорист с помощью самодельных взрывных устройств угрожал взорвать гостиницу и бар. Был изъят и целый арсенал взрывных «самоделок» в доме в Широкой Балке - после нейтрализации забаррикадировавшегося там «моджахеда».
Обнаружено и изъято самодельное взрывное устройство в Первомайске. С его помощью наемные убийцы пытались взорвать директора гранитно-щебеночного карьера. Правда, позже его таки застрелил киллер.
Эксперты-взрывотехники в своей работе применяют армейские миноискатели и металлический щуп. Чтобы не допустить взрыва объекта зарядом взрывчатки с помощью дистанционного пульта, взрывотехники могут использовать генератор радиопомех. Он подавляет радиоимпульс, идущий от пульта к приемнику этого сигнала, обычно прикрепляемому к заряду взрывчатого вещества.
Для уничтожения взрывного устройства, которое может находиться в сумках и пакетах, оставленных злоумышленниками в людных местах, взрывотехники применяют водяную пушку. Струями воды под большим напором это устройство разрушается, и взрыв не происходит.
А с недавних пор эксперты-взрывотехники криминалистического центра УМВД освоили ноу-хау: водяную «бомбу». Ни для кого не секрет, что нынешние «подрывники» стали весьма изобретательными. Для минирования и подрыва автомобиля с жертвой они используют мины-ловушки с замаскированными растяжками. В случае попытки разминирования этого автомобиля может пострадать человек, взявшийся за это дело. Потому умельцы и придумали способ, как обезопасить этого человека от случайного взрыва. Водяная «бомба» представляет собой 50-литровую пластмассовую канистру, наполненную обыкновенной водой. К ней скотчем крепится несколько тротиловых шашек. Такая «бомба» в случае необходимости аккуратно подсовывается под днище заминированного автомобиля, а затем подрывается дистанционно. Таким способом взрывотехники стремятся перебить электропровода, идущие от растяжек к взрывному устройству, и не допустить случайного взрыва. Все гениальное просто! Ведь у нас на вооружении пока нет роботов-саперов на колесах, каких мы видим в американских «боевиках».
Однако в большинстве своем работа экспертов ВТС состоит из выездов на места происшествий в том случае, когда оперативники УБОПа, ОБНОНа и сыщики угрозыска в ходе задержаний обнаруживают самодельные взрывные устройства. А те в один голос твердят, что изготавливали их с единственной целью: глушить рыбу.
Взрывотехникам доводится выезжать на проверку ложных сигналов о «минировании». Только в 2008 году таких выездов было свыше двадцати. Обычно это ложные сигналы о «минировании» административных зданий и объектов («Горводоканала», «Николаевгаза») или обнаружении на лавочке сумки со взрывчаткой (дело было на Советской). Больше всего поступает сигналов о бомбе, заложенной в учебных заведениях. А один из колледжей телефонные террористы «минировали» дважды! Как правило, эти звонки поступают, чтобы сорвать занятия или контрольную.
Прибавляется работы взрывотехникам и во время приезда в город Николаев vip-персон - первых лиц государства, депутатов, звезд кино. Есть у них работа перед концертами звезд эстрады и спортивными мероприятиями.
За десять лет работы эксперты-взрывотехники выезжали на подобные мероприятия более пятисот раз. Для этих целей в распоряжении сотрудников ВТС есть оборудованный автомобиль «Соболь» - своего рода лаборатория на колесах. С его помощью можно проводить экспертизы в полевых условиях.
Ответственная работа и у экспертов второго отделения ВТС, занимающихся пожарно-техническим исследованием. Они выезжают к местам пожаров и возгораний. Экспертам нужно установить, не было ли умышленного поджога. В последнее время участились умышленные поджоги магазинов, баз, складов и даже автомобилей. Причины разные: месть конкурентов, хулиганство, сведение счетов, намерение получить страховку. Обычно для этих целей злоумышленники используют «коктейль Молотова» - смесь бензина и машинного масла. Таким способом дважды поджигали бутик на улице Советской, сожгли в городе Николаеве несколько крутых «иномарок». В последних случаях «поджигатели» рассчитывали, что все будет списано на пожар вследствие короткого замыкания электропроводки. А от машины оставался лишь обгоревший кузов…
Для определения очага возгорания, например, в салоне автомобиля, сгоревшего дотла, эксперты используют прибор-структуроскоп. Он позволяет сделать заключение, что в данном случае имел место умышленный поджог. Такой вывод эксперта дает следователю основание выдвинуть рабочую версию и в дальнейшем раскрыть это умышленное преступление.
Умных приборов много, но в этой работе главное - человеческий фактор. Здесь работали настоящие фанаты своего дела. Примером служили ветераны, ныне - пенсионеры МВД: майор Геннадий Новиченко, как и подполковник Ахатов, в прошлом армейский сапер, а также подполковник Александр Голубев. Живая легенда ВТС - кинолог, майор Григорий Залюбовский. Со своим Диком майор искал замаскированные взрывные устройства на различных объектах нашей области. Вместе со своей собакой Залюбовский побывал и в бушующей Югославии - в составе миссии ООН. Здесь он участвовал в поиске и уничтожении мин, гранат, фугасов, других взрывчатых веществ и оружия у противоборствующих сторон. За участие в миссии Залюбовский был награжден нагрудным знаком «За участие в боевых действиях», медалями ООН «За участие в миротворческих миссиях».
Традиции ветеранов продолжают и молодые сотрудники. Выделяется своим профессионализмом и трудолюбием старший эксперт- взрывотехник, капитан Виктор Вертелецкий.
И когда вы, уважаемые читатели, увидите на николаевской улице автомобиль «Соболь» с надписью «Взрывотехническая служба», знайте - это на очередное задание отправились эксперты-взрывотехники Криминалистического центра УМВД. Желаем им, чтобы количество их выездов на опасное задание равнялось количеству успешных возвращений. И, главное, без потерь.

Владимир ЗАЦЕРКЛЯНЫЙ, член Национального союза журналистов Украины, Центр общественных связей УМВД области