18 сентября
  • ПОДПИСКА НА НИКОЛАЕВСКИЕ НОВОСТИ
  • КОМПЛЕКТ
  • ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ
  • ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ
  • СПОРТ
  • Попали в сети?

    Для тех из нас, кто предпочитает покупать продукты и товары в торговых центрах, гипер- и супермаркетах, последние события - подписание между правительством и десятью операторами розничных сетей меморандума о взаимопонимании и об ограничении торговой наценки, а также вступление Украины  16 мая во Всемирную Торговую Организацию - станут серьезным испытанием покупательской практичности, многолетних вкусовых пристрастий, давно установившихся гастрономических ориентиров, а также безжалостным экзаменом на потребительскую бдительность.
    В каких магазинах делать покупки? На этот вопрос каждый из нас имеет свой ответ.
    Один выбирает в зависимости от близости расположения магазина к дому или работе. Другой отдает предпочтение тем торговым точкам - вне зависимости от их местонахождения, - где персонал улыбчив, доброжелателен и настроен на качественное обслуживание покупателей. У третьих нет времени на длительный шоппинг, поэтому они выбирают торговые центры, где под одной крышей представлены все необходимые им продукты и товары. 
    Но есть один объединяющий всех потребителей фактор выбора - цена. Именно уровень предлагаемых цен стал основной, как говорится, линией фронта борьбы за кошельки и сердца посетителей торговых центров, гипер- и супермаркетов. И не случайно, что на ценовом факторе пытаются делать главный акцент все без исключения новички рынка так называемого ритейла (сектора розничной торговли национальной экономики).
    Пять лет назад украинцев пыталась удивить немецкая торговая сеть. Сегодня по той же проторенной дорожке входит в нашу страну французский гигант, уже открывший в столице первый гипермаркет.
    Наживка на крючке не меняется - анонсируются непривычно низкие цены, которые, по задумке авторов идеи, должны сбить с толку потребителей, привыкших делать покупки в магазинах других розничных сетей. Причем механизм ценового демпинга настолько искусно скрывается под мишурой красивых фраз о якобы проявляемой заботе о кошельках потребителей и об «отказе» ритейлера от «сверхприбыли», которую якобы получают другие розничные сети, торгующие аналогичным товаром, что многие из нас совершенно неожиданно теряют потребительскую бдительность, забывая напрочь о проверенных временем житейских мудростях.
    О том, например, что бесплатный сыр бывает только в мышеловках. Что скупой платит дважды. Что дешевая рыбка превращается в уху, которую не хочется есть...
    - К сожалению, процесс тотального роста цен сегодня стал объективной реальностью, - говорит представитель ОАО «Макаронная фабрика» (г. Киев). - Все дорожает, поэтому дорожает и наша продукция: длиннорезаные и короткорезаные макаронные изделия. Однако мы очень строго следим за тем, чтобы повышение цены - раз уж оно происходит - было полностью экономически оправданным шагом, который будет понятен покупателю. К счастью, по этому вопросу мы нашли полное взаимопонимание с нашим основным торговым партнером, ведущей сетью розничной торговли юга Украины компанией «Таврия-В». Торговая наценка, устанавливаемая на нашу продукцию, учитывает ее специфику, так как в число потребителей макаронных изделий входят люди с разным достатком, в том числе пенсионеры и малоимущие представители нашего общества.
    - Конечно, не очень приятно повышать цены, тем более, что наш товар - гречневая крупа - относится к группе социально значимых продуктов, - высказывает свою точку зрения представитель ДП «Украгротрейд» (г. Алчевск). - Однако многолетнее сотрудничество с сетью магазинов компании «Таврия-В», в которых реализуется основная часть нашей продукции, помогает устанавливать цену, максимально учитывающую как затраты  производителя и торговой сети, так и интересы покупателей.
    Не надо быть большим докой в экономике, чтобы понять, из чего складываются цифры, указываемые на ценниках. Формула простая: закупочная (отпускная) цена плюс торговая наценка. Размер торговой наценки учитывает множество составляющих, в частности, величину транспортных расходов, зарплату сотрудников, себестоимость квадратного метра торговой площади и многое другое.
    Так за счет чего же новички рынка ритейла собираются наносить «удар по ценам»? Каким образом им удается выставлять на полки привычный товар с нулевой торговой наценкой? За счет чего торговая сеть собирается даже не развиваться, а просто существовать, если заранее отказывается от прибыли?
    На эти наивные - на первый взгляд - вопросы существует весьма циничный ответ: игрища в ценовой демпинг являются на самом деле хорошо продуманной маркетинговой стратегией.
    Вспомните, как заходили в Украину первые иностранные коммерческие банки. Они тоже обещали потенциальным потребителям банковских услуг золотые горы: юридическим лицам - дешевые и длинные кредиты, физическим лицам - нестандартные банковские продукты и потребительские кредиты под низкие проценты, представителям малого и среднего бизнеса - всяческую финансовую помощь и поддержку. Когда же этап знакомства завершился, то выяснилось, что иностранный капитал рвался в Украину с одной только целью - заработать. А приманки в виде доступности кредитных ресурсов и низких процентных ставок были забыты, как только удалось переманить клиентов у конкурентов из числа украинских кредитно-финансовых учреждений.
    Сегодня этот сценарий повторяется в механизме завоевания потребительских симпатий украинцев иностранными сетями розничной торговли. Запас финансовой прочности, существующий у «материнской» компании, позволяет дочерним подразделениям, находящимся в других странах, определенное время откровенно демпинговать, привлекая, таким образом, симпатии покупателей и поставщиков товаров. Под откровенно популистскими лозунгами по защите социально-трудовых интересов наемных работников подбирается персонал.
    Но вскоре бесплатный сыр заканчивается. И наступает отрезвление. Покупатели вдруг замечают, что цены у иностранного ритейлера даже выше, чем в других торговых сетях, а качество предлагаемого товара все чаще вызывает нарекания. Поставщики понимают, что их, попросту говоря, кинули, так как от первоначальных форм сотрудничества иностранный ритейлер через определенное время обязательно отказывается, мотивируя свой шаг сложившейся ситуацией в экономике. Наконец, в число обманувшихся в ожиданиях неизбежно попадает персонал, который, позволяя себя переманить с прежнего места работы сладкими посулами и «железными» гарантиями, вскоре уясняет, что эксплуатация наемного труда в развитых капиталистических странах никак не сопоставима с дававшимися ранее обещаниями.
    Вступление Украины во Всемирную торговую организацию, безусловно, внесет дополнительные коррективы в деятельность сетей розничной торговли. На многие вопросы рынку ритейла еще предстоит найти правильный ответ.
    Но бесспорно одно: открытие торговых границ снимает всяческие препоны по ввозу в Украину иностранных товаров и продуктов с истекающим предельным сроком реализации, «неблагонадежных» с точки зрения наличия химических добавок, соответствия нормам санитарно-эпидемиологической безопасности, принятым в нашей стране пищевкусовым стандартам.
    Понятно также, что вступление в ВТО сыграет злую шутку с теми национальными производителями, которые польстились на сладкие речи иностранных пришельцев. Отныне им будет уготована роль бедных родственников, так как самые выгодные позиции на торговых полках и стендах займут иностранные производители тех же самых товаров и продуктов, которым при любых обстоятельствах ритейлер-чужеземец будет давать зеленый свет.
    Так на кого же рассчитывать отечественным покупателям и производителям? Ответ напрашивается сам собой: на представителей национальных сетей розничной торговли.
    Тем более, что 3 апреля нынешнего года Кабинет Министров Украины подписал с представителями сетей розничной торговли меморандум об ограничении торговой наценки на социально значимые продукты (в которые вошли определенные сорта хлеба, сахар, молоко и молокопродукты, яйца, крупы, подсолнечное масло, птица, овощи и фрукты, вареная колбаса некоторых сортов) 10 процентами. Правда, многие специалисты сегодня критикуют некоторые положения меморандума, указывая на необходимость комплексного решения проблемы обуздания розничных цен, начиная от создания запасов продовольствия в госрезерве, снижения налогового давления на предпринимателей до удешевления кредитов для сельхозтоваропроизводителей и внедрения более взвешенной таможенной политики, а не только за счет усилий производителей и представителей торговых сетей.
    Впрочем, будучи относительно недавно в длительной командировке в Одессе, я увидел другое решение вышеописанной проблемы. Как выяснилось, громадной популярностью у одесситов (а также у жителей Ильичевска, Николаева, Харькова, Хмельницкого) пользуется торговая сеть, которая по праву считается лучшей на юге Украины. Сегодня она объединяет более 20 торговых объектов двух форматов (торговые центры и «магазины у дома»), где трудится свыше 5 тысяч человек. Основной принцип работы данного представителя отечественного ритейла - предоставление товаров и продуктов потребителю кратчайшим путем по доступной цене.     
    Интересно, что в торговых точках этой сети торговая наценка на социально значимые товары и так никогда не превышала требуемые меморандумом 10 процентов. К тому же, «Уголки пенсионеров», которые сегодня только создаются некоторыми ритейлерами, ведущая сеть розничной торговли юга Украины давно внедрила в повседневную работу своих торговых центров, гипер- и супермаркетов. Торговая наценка на товары, представленные в таких «Уголках» (а в них есть все необходимое для нормальной жизнедеятельности человека, включая продукты праздничного рациона) едва достигает 2-3 процентов, за что пенсионеры, пожилые люди, заслуженные ветераны войны и труда выражают искреннюю признательность и благодарность.
    Немаловажным обстоятельством является также то, что 92 процента товарооборота в торговых точках этого отечественного ритейлера составляет продукция украинских предприятий (40 процентов из них произведены в Одессе и Одесской области), которая перед тем, как попасть на прилавок, проходит тщательную и скрупулезную проверку по органолептическим параметрам на соответствие санитарно-эпидемиологическим стандартам и требованиям потребительской безопасности.
    Выбор, сделанный в пользу отечественного товаропроизводителя, конечно, не случаен, ведь лучшая сеть розничной торговли юга Украины всегда позиционировала себя как компания, заботящаяся об увеличении поступлений в Государственный и местные бюджеты, о росте количества рабочих мест в регионах, о сохранении гастрономической самобытности вкусов украинцев, наконец, о повышении благосостояния граждан за счет разумной и дальновидной ценовой политики.
    Так что, отправляясь в какую-нибудь торговую сеть за покупками, подумайте вначале, как не попасться в сети расчетливого, хладнокровного маркетинга, откровенного популизма, ценовой вакханалии и некачественных товаров.

    Сергей Евгеньев, журналист

      Просмотров:
      comments powered by HyperComments