Заслуженный тренер СССР Павел Плотников: Федорову и Ищенко я буквально вынянчил на руках...

Комментарии:
Один из самых титулованных николаевских тренеров 80-х годов открыл в Австралии элитную школу прыжков в воду
Вот уже семь лет Павел Плотников в далеком Мельбурне растит прыгунов в воду для Австралии. Между тем, с именем этого высококлассного специалиста связано возрождение прыжков в воду в Николаеве. Дело было в середине 80-х. На днях Павел Петрович гостил в некогда родных пенатах и дал интервью «Николаевским новостям»:

- На Зеленый континент перебрался в 2001 году, - рассказывает тренер. - Вместе с моей воспитанницей Еленой Федоровой был в Австралии на кубке мира, там и поступило заманчивое предложение сменить прописку. Вскоре на юниорском первенстве мира в Канаде австралийцы подтвердили интерес к моей персоне. А тут еще и новое руководство глиноземного завода не захотело видеть меня на посту директора спорткомплекса «Водолей». Чтобы избежать увольнения, пришлось написать заявление о переводе на штатную тренерскую должность. Через несколько месяцев власть на заводе опять сменилась, мне предложили вернуться, но из-за финансовых нюансов я отказался. На этой волне и уехал в Австралию.
- С собой вы взяли Федорову. Но спустя год Лена вернулась в Николаев…
- В пятнадцать лет ей там было трудно. Она соскучилась по родным и попросилась домой…
- Сделаем экскурс в историю. Сам вы сибиряк, долгое время жили в Тольятти, а в итоге оказались в южном Николаеве?
- Прыжками на батуте начал заниматься в Тольятти. Дорос до мастера спорта. А в Николаев меня пригласил в 1981 году тогдашний начальник облспортуправления Михаил Адыров. Из Тольятти со мной приехали батутисты Вадим Красношапка и Ирина Толмачева.
Несколько лет я  параллельно тренировал прыгунов в воду и батутистов. Первый набор прыгунов в воду вместе со мной делала Лариса Батаева. В спорткомплексе «Трудовые резервы» в Соляных стояли деревянные трамплины, с которых прыгали еще в 50-е. На этих «музейных экспонатах» тренировались и наши воспитанники. В том первом наборе была Светлана Ищенко. Она еще в 1986 году выполняла прыжковые элементы, которые в мире не делал никто. Света претендовала на поездку в олимпийский Сеул, но… Аварийный бассейн в Соляных закрыли, Ищенко немного поездила по сборам и решила завершить карьеру.
- Почему вы решили сконцентрировать свои усилия на подготовке прыгунов в воду?
- Мой ученик Вадим Красношапка стал чемпионом мира. Он покорил вершину - прыжки на батуте ввели в олимпийскую программу только в 2000 году, - и мне стало неинтересно работать в этом виде спорта. А в 91-м узнал, что руководитель НГЗ Виталий Мешин хочет построить лучший в СССР бассейн и ищет директора. Председатель облсовета ФСО «Украина» Роман Тимченко рекомендовал ему меня. При личной встрече Мешин пообещал, что в «Водолее» будет бассейн для прыжков в воду, и получил мое согласие.
- Но «Водолей» открыли только в 1997 году, где же вы занимались с прыгунами в воду?
- Во Дворце культуры металлургов мы поставили два батута «Евротрамп», а в строящемся бассейне подготовили яму, положили маты, и детки отрабатывали прыжковые элементы в лонжах. Прыгали в воду без воды! Тренировались рано утром и вечером, когда не было рабочих. Среди этих детей была и Лена Федорова, которая пришла ко мне в шесть лет. Ее и Кристину Ищенко, которую привел тренер Юрий Путыгин, я просто вынянчил на руках! Кстати, чуть позже Путыгин, ныне тренирующий финских прыгунов, привлек к прыжкам нынешних лидеров сборной Украины Костю Миляева и Илью Квашу.  
В 1996 году в бассейне для плавания поставили полуметровый трамплин. Прыгали уже в воду. В том же году Федорова поехала на свой первый турнир в Мариуполь и стала четвертой на 3-метровом трамплине,  ни разу до этого с такого не прыгая! Через год, когда в «Водолее» открылся прыжковый бассейн, у Лены была готовая программа.
В это время формировался и тренерский коллектив. Пришла Татьяна Марьянко, потом Сергей Гуменюк.
- Как складываются ваши дела в Австралии?
- Я учредил клуб «Мельбурн элит дайвинг академия» - один из лучших в Австралии. Слово «элит» в названии не случайно. Наш клуб не ориентирован на массовый спорт, мы сознательно жертвуем финансами, чтобы поднять спорт высших достижений. Всегда говорю родителям: если ребенок не покажет того, чего хочу я, ищите другой клуб. Отбором юных талантов занимается моя жена.
- За чей счет эти таланты летают на соревнования?
- Государство не платит ни копейки. Только за счет родителей, для которых деньги, по большому счету, роли не играют. С юными спортсменами путешествуют родители, бабушки, дедушки.
- У вас были трудности с получением тренерской лицензии?
- Мне сразу присвоили высшую категорию. Даже не пришлось прослушать 40-часовой курс, необходимый для получения тренерского сертификата.
- Мы увидим ваших воспитанников в олимпийском Пекине?
- Нет, а вот через четыре года в олимпийском Лондоне вполне возможно. Есть у меня две девчонки. 13-летняя Эмма Джеймисон на дебютных для нее международных соревнованиях в Германии стала пятой. А Анне Цукалос и вовсе десять лет. Она чрезвычайно талантливая! Если ей не надоест прыгать, будет чемпионкой мира. Есть еще 20-летний Грант Нелл - третий номер национальной сборной Австралии. Парню чуточку не повезло при отборе в Пекин.
- Сколько в «Мельбурн элит дайвинг академии» стоит обучение прыжкам в воду?
- Как и в большинстве австралийских клубов, одно занятие - десять долларов. Впрочем, просто поплескаться в здешнем водном комплексе отнюдь не накладно - шесть долларов за весь день.
- Бассейн, в котором тренируются ваши атлеты, принадлежит клубу?
- Нет, он муниципальный. Тут проводят время звезды мировой величины. Пловец Грант Хэккет, например. И, между прочим, к нему не выстраивается очередь за автографами. Даже олимпийских чемпионов в Австралии не носят на руках. Приоритеты в спорте тут другие. На первом месте «сока»! Это гремучая смесь из регби, европейского и американского футболов. Правил в этой исключительно австралийской забаве почти никаких! Чуть уступают «соке» крикет и регби.
- Премирует ли государство австралийских олимпиоников?
- Десять тысяч долларов за «золото». В Украине, насколько мне известно, олимпийский чемпион получает в десять раз больше.
- В чем, по вашему мнению, секрет непобедимых китайских прыгунов в воду?
- В Китае детей отбирают с детского сада. С шести лет они занимаются в центрах по подготовке прыгунов в воду. Всего центров - 24, тренеров - 200, спортсменов - 800. Великолепные залы сухой подготовки и бассейны. Плюс огромная работоспособность и большая материальная заинтересованность. Вот и весь секрет. Тем не менее, китайцам будет сложно забрать на этой Олимпиаде все «золото». И судьи вряд ли будут полностью на стороне китайцев. Все-таки неинтересно, когда все медали уходят в одну страну.
- Что скажете о возможной замене николаевской прыгуньи Алевтины Королевой на луганчанку Волощенко в синхронной паре с Федоровой.
- Тут я придерживаюсь точки зрения гостренера сборной Украины по прыжкам в воду Михаила Угрюмова. Многие страны меняют пары, и это не является поводом для конфликта. Судьи знают Федорову как лидера пары. И трех месяцев, оставшихся до Олимпиады,  думаю, вполне достаточно, чтобы им притереться друг  к другу и отправиться на Олимпиаду с более сложной программой. Хотя позицию николаевцев я понимаю...
- Кто в Пекине будет основным соперником украинцев?
- Конечно, китайцы и россияне. Кроме того, в женском синхроне очень сильны австралийки, у мужчин прогрессирует немец Саша Кляйн, которого кстати подготовил винницкий тренер Борис Розенберг.  Кстати, его сын Павел Розенберг принял немецкое гражданство и едет на Олимпиаду в составе сборной Германии. В свое время украинское спортивное руководство не оказало парню финансовой поддержки ввиду его… бесперспективности.
- Что скажете о шансах на олимпийскую медаль у Кваши и Миляева?
- В финал, думаю, они попадут..
- Cпасибо за интервью. Побед вашим ученикам в олимпийском Лондоне!